Воскресенье, 16 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  ФАС России: при эффективности механизмов...
ФАС России: при эффективности механизмов саморегулирования маркетплейсов нет необходимости в их регулировании

В ФАС России поступают жалобы на маркетплейсы от граждан и предпринимателей. В основном они касаются непрозрачности работы, принудительного участия в акциях, односторонних изменений договорных условий, комиссий, проблем с приемкой, хранением, доставкой и возвратом товаров. В этой связи служба рекомендует маркетплейсам эффективнее взаимодействовать со своими контрагентами (поставщиками и гражданами) для оперативного разрешения вопросов.

Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. Так, ранее протоколом заседания Экспертного совета при ФАС России утверждены принципы взаимодействия участников цифровых рынков. В феврале 2022 г. служба и интернет-компании подписали меморандум о базовых принципах добросовестного поведения на цифровых рынках. А 7 июня крупнейшие маркетплейсы и продавцы товаров при поддержке Минпромторга России подписали стандарты взаимодействия, конкретизирующие общие принципы применительно к маркетплейсам.

Внедрение в практику подписанных стандартов и принципов поможет избежать большинства перечисленных проблем. Документы предусматривают размещение в открытом доступе информации об услугах, комиссиях, требованиях к упаковке, а также соблюдение сроков оферты и ответов на запросы продавцов, разрешение возникающих споров специальной комиссией, отсутствие дискриминации не аффилированных с цифровой платформой лиц.

По мнению антимонопольного ведомства, маркетплейсы – это эффективный, быстрый и удобный способ выхода товара «на полку». Они помогают расширить для потребителя выбор товаров, цен, способов оплаты, условий и скорости доставки. В особенности это актуально с учетом ухода с рынка отдельных иностранных поставщиков, брендированных товаров, а также возникновения рисков сокращения ассортимента и повышения цен. Кроме того, маркетплейсы дают возможность небольшим производителям и поставщикам адресоваться напрямую к людям.

ФАС России будет следить за тем, чтобы положения оферт и условия работы соответствовали и принципам, и стандартам, были размещены в открытом доступе для всех существующих и потенциальных контрагентов. При необходимости служба будет подключаться к решению сложных ситуаций, возникающих на рынке в связи с соблюдением или несоблюдением компаниями принципов, и определять условия конкуренции и равного доступа для компаний.

ФАС России подчеркивает, что отсутствие регулирования маркетплейсов при эффективности механизма саморегулирования не распространится на процедуры контроля подлинности, качества и безопасности продукции, установленные для любого вида товаров, включая подтверждение оригинальности товара в рамках таможенного контроля.

ФАС России

23 июня 2022 г.