О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

ФАС России предотвратила подорожание более 7 тыс. лекарств в 2020 г.
04 марта 2021 г.

Вышел обзор практики внутриведомственной апелляции ФАС России за III квартал 2020 г.
04 марта 2021 г.

Еврокомиссия подозревает фармкомпанию Teva в антиконкурентном поведении
04 марта 2021 г.

Принято Постановление Пленума ВС РФ об особенностях применения судами антимонопольного законодательства
04 марта 2021 г.

Кассация подтвердила законность решения ФАС России в отношении строительного картеля в Карачаево-Черкесии
04 марта 2021 г.

Минюст США подготовил мировое соглашение с поставщиками медуслуг, заключившими антиконкурентную сделку
04 марта 2021 г.

Анонс: 26 марта пройдет Антимонопольный форум ОКЮР «Здоровая экономика = здоровая конкуренция»
04 марта 2021 г.

Анонс: 17 марта состоится круглый стол «Высокая доля расторжения контрактов в соответствии с 44-ФЗ»
04 марта 2021 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 42514
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 20482
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19778
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 17885
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 17861
 Обзоры

 Анонcы

XVII Юридический форум России
19 марта 2021 г. в Москве состоится XVII Юридический форум России. Организатор – «Ведомости. Конференции».
Полный текст



Главная /  Новости /  Подготовлен проект постановления Пленума ВС РФ...
Подготовлен проект постановления Пленума ВС РФ о вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства

Подготовлен проект постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства». По итогам его обсуждения председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев направил документ на доработку редакционной комиссии. Основные положения проекта приводятся в материале Право.ру.

В частности, в документе ВС РФ разъяснил:

  • акты законодательства в сфере защиты конкуренции не имеют обратной силы и применяются только к отношениям, которые возникли после их вступления в силу. Но если законодательство смягчилось и то, что раньше считалось нарушением, теперь им не является – обратную силу такие поправки все же имеют. То же касается и случаев, когда поправки смягчают наказание за антимонопольные нарушения;
  • у ФАС России есть право принимать собственные нормативные акты, обязательные для применения в спорах о защите конкуренции. Но судам следует помнить: подзаконные акты ФАС России могут быть приняты только в случаях, прямо отнесенных к компетенции антимонопольного органа, и не могут изменять антимонопольное законодательство или противоречить ему;
  • по Закону о защите конкуренции требования к поведению на товарном рынке применяются и к группам лиц. Но ВС РФ отмечает, что эту норму нельзя применять формально. Когда лицо действует независимо от других членов группы – например, если у других участников нет достаточных правовых и организационных возможностей влиять на него, – к нему «может не применяться правовой режим этой группы»;
  • по общему правилу доминирующее положение на рынке предполагается, если доля компании превышает 50%. Но в некоторых случаях доля может быть и меньше. Тогда, чтобы оценить возможность доступа на рынок новых конкурентов, суд должен учитывать и другие доводы. Например, об административных барьерах – нужно ли получать лицензию для выхода на рынок или получить согласие правообладателя на использование результатов интеллектуальной деятельности. А еще нужно обращать внимание на значимые экономические преимущества предполагаемой «доминанты» – доступ к природным ресурсам, технологиям производства, рынкам капитала.
    «То обстоятельство, что новые конкуренты не появились на рынке в исследуемый период, само по себе о доминировании на рынке не свидетельствует», – подчеркивает Пленум ВС РФ.

Кроме того, в документе представлены позиции суда по следующим вопросам:

  • монополисты не могут навязывать контрагентам невыгодные условия в договоре: это могут признать недобросовестной конкуренцией (приводятся примеры навязанных невыгодных условий);
  • контрагент может пожаловаться на поведение доминирующего субъекта в любой момент: как до заключения договора, так и после. Разрешено ссылаться на антимонопольное нарушение даже в случаях, если договор заключался без возражений;
  • злоупотреблением можно признать даже установление одинаковой цены или тарифа в пределах различных территорий. Зато допускаются скидки: монополист может снижать или повышать цену в зависимости от, например, категории потребителя или объема поставки.

Отдельный блок разъяснений связан с картельными сговорами. Так, Пленум ВС РФ указывает:

  • картельные сговоры нужны участникам рынка, чтобы держать определенную цену на товар. По мнению ВС РФ, соглашение можно будет выявить исходя из того, что несколько компаний намеренно следовали общему плану поведения.
    Схожесть поведения нескольких хозсубъектов сама по себе не может указывать на картельный сговор. Нужно учитывать, имелись ли другие причины для похожего поведения: например, одинаковая оценка ситуации на рынке. Бремя доказывания картельного сговора лежит на антимонопольном органе;
  • соглашения между потребителями и поставщиками тоже могут образовать «картельный» состав. Например, если доказать, что соглашение заключено с целью помешать другим потребителям получить аналогичные скидки или заставить поставщика дать скидки, которые не предоставляются конкурентам.
  • согласованные действия участников рынка иногда вскрываются в результате публичного заявления одного из участников картеля. В таком случае предполагаемый участник сговора может доказать, что его поведение не связано с публичными заявлениями других участников рынка. Например, сослаться на то, что он действовал под влиянием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех участников рынка.
    А еще антимонопольщики могут признать нарушением скрытые контакты двух разных компаний, которые вызвали синхронное увеличение цен. В том числе и в случаях, если участники соглашения уничтожили документы: деловую переписку, протоколы встреч и др.
  • в спорах о картельном сговоре на торгах ВС РФ призывает оценивать, является ли достигнутый уровень снижения (или повышения) цены обычным для подобных торгов. Надо проверять, придерживаются ли участники торгов единой стратегии и способна ли она принести выгоду для одного из участников картеля.

Значительная часть новых разъяснений Пленума ВС РФ посвящена полномочиям антимонопольных органов.

Одно из таких полномочий – выдача предупреждений о недопустимости антимонопольных нарушений. В них, подчеркивает ВС РФ, нельзя указывать на «применение мер государственного принуждения». Например, ФАС России в предупреждении не может заставить компанию перечислить в бюджет доход, полученный в связи с нарушением законодательства о защите конкуренции.

Зато в предписаниях служба может, например, заставить изменить цену на товар. Или предписать компании заключить, изменить и расторгнуть договор с другим участником рынка. «Но антимонопольный орган не вправе предписывать сторонам включить в договор конкретные условия о цене, объеме и условиях продажи товара определенному покупателю», – подчеркивает ВС РФ.

Читайте также: «ВС РФ начал работу над разъяснением антимонопольных вопросов».

18 февраля 2021 г.





 Опрос

Какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.