Правительство РФ внесло в Госдуму проекты трех федеральных законов, направленные на усиление ответственности за картельные сговоры:
– № 848246-7 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Законопроектом предлагается внести изменения в УК РФ и УПК РФ, в том числе касающиеся:
- приведения диспозиции ст. 178 УК РФ в соответствие с определением и признаками картеля, установленными Законом о защите конкуренции;
- увеличения на один год максимального срока лишения свободы за заключение или участие в картеле, а также установления максимального срока лишения свободы за заключение картеля на торгах – пять лет;
- введения дополнительных квалифицирующих признаков уголовно наказуемого деяния – заключение картеля на торгах, обязательных в силу законодательства РФ, а также заключение картеля лицом, выполняющим управленческие функции в организации, и лицом, распоряжающимся более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале;
- увеличения в два раза пороговых значений крупного и особо крупного дохода (ущерба), образующих состав преступления;
- установления возможности следователей Следственного комитета РФ наряду со следователями органов внутренних дел РФ осуществлять предварительное следствие по уголовным делам, возбужденным по ст. 178 УК РФ;
– № 848369-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Документ предусматривает внесение в КоАП РФ изменений, предполагающих:
- возможность смягчения (установление минимального размера административного штрафа) или полного освобождения от административной ответственности лиц, сотрудничающих с антимонопольным органом;
- установление санкции в виде административного штрафа за воспрепятствование проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства, если это повлекло невозможность проведения или завершения проверки: для граждан – в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.; для должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; для юридических лиц – от одной тысячной до одной сотой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, но не менее 50 тыс. руб.;
– № 848392-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий».
Проект предполагает внести изменения в три федеральных закона (о защите конкуренции, об оперативно-разыскной деятельности и № 44-ФЗ), предусматривающие в том числе:
- расширение способов получения антимонопольным органом информации и документов при проведении расследований: возможности изъятия документов и предметов (в целях предотвращения сокрытия или уничтожения документов или предметов, имеющих значение для доказывания противоправной деятельности), получение объяснений и материалов оперативно-разыскной деятельности;
- включение в извещение об осуществлении закупки предупреждения об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства РФ о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях и осуществлении согласованных действий;
- ведение антимонопольным органом реестра участников ограничивающих конкуренцию соглашений;
- регулирование порядка рассмотрения сообщений хозсубъектов о заключении ими ограничивающих конкуренцию соглашений или совершении согласованных действий, а также порядка и условий заключения и исполнения соглашения о сотрудничестве с такими хозсубъектами.
Журнал «Конкуренция и право»