Суббота, 15 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Конференции /  XV Юридический форум России. Сессия «Споры с...
XV Юридический форум России. Сессия «Споры с участием государства»

4 и 5 апреля 2019 г. в Москве в 15-й раз проходил ежегодный Юридический форум России, организованный газетой «Ведомости». Представители юридического сообщества обсуждали последствия судебной реформы для бизнеса, законодательные новшества в сфере диджитализации, юридические проблемы компаний, оказавшихся под санкциями, а также знаковые судебные споры. Среди актуальных тенденций – возрастающее количество споров с участием государства, связанных с нарушениями в области закупок. О дискуссии на сессии, посвященной этой теме, расскажем подробнее.

Открывая встречу, модератор сессии «Споры с участием государства», партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Валерий Еременко отметил, что с 2015 г. число споров в сфере государственных закупок неизменно растет. Одна из проблемных категорий – оспаривание решений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Практика по таким делам складывается неоднозначно, но в целом отмечаются положительные тенденции для исполнителей госзаказа. Например, в судебной практике появилось новое правовое понятие – «добросовестное уклонение от заключения контракта». Участники дискуссии отметили, что антимонопольный орган не должен включать в РНП то или иное лицо по формальным основаниям, без установления его вины. И суды с этим согласны: основанием для включения в РНП служит только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение.

Тему последних судебных тенденций продолжила юрист департамента судебной практики ПАО «НК „Роснефть“» Екатерина Трубинова. Она рассказала о практических аспектах взыскания убытков, связанных с нарушениями в сфере закупок. Спикер рассмотрела несколько категорий споров. Первая дела по взысканию убытков с заказчика. В них, как показывает анализ последней судебной практики, поставщик может взыскать только реальный ущерб, требования о взыскании упущенной выгоды, как правило, не удовлетворяются. Выступающая отметила, что некоторые поставщики заявляют ходатайства о привлечении в процесс антимонопольного органа в качестве третьего лица. Между тем, по мнению Екатерины Трубиновой, приглашать в процесс регулятора нужно с осторожностью. Стороне предварительно следует взвесить все обстоятельства и оценить материалы, имеющиеся у государственного органа, которые он может представить в суд. Вторая категория дела о взыскании убытков с антимонопольного органа, из-за неправомерных действий которого участник торгов не смог заключить контракт. Судебная практика исходит из возможности взыскания с регулятора не только реального ущерба, но и упущенной выгоды. Однако процесс доказывания по таким искам крайне сложный, поэтому и число удовлетворенных исков невелико.

Споры в сфере закупок стороны могут разрешить, обратившись не только в арбитражный, но и в третейский суд. Подробнее о последних законодательных новеллах рассказал ответственный администратор Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража Андрей Горленко. С 29 марта 2019 г. третейским судам официально разрешено рассматривать дела по договорам, заключенным в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ). До внесения соответствующих поправок1 в законодательство судебная практика по этой категории споров была противоречивой. Тем не менее, с сожалением отметил спикер, вопрос об арбитрабельности дел, вытекающих из Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по-прежнему остается спорным. Андрей Горленко заметил, что иностранные арбитражные учреждения также могут рассматривать споры по Закону № 223-ФЗ, но для этого им необходимо получить статус постоянно действующего арбитражного учреждения РФ. Пока иностранных арбитражных институтов с таким статусом в России нет. Однако уже подана первая заявка от Гонконгского международного арбитражного центра (HKIAC).

В заключение сессии собравшиеся выразили надежду, что участие предпринимателей в государственных торгах будет менее рискованным, а судебная практика по спорам в сфере закупок станет более единообразной.

Юлия Терешко,

эксперт журнала «Конкуренция и право»

______________________________
 
1 Федеральный закон от 27.12.2018 № 531-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» и Федеральный закон «О рекламе».

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
18 апреля 2019 г.