О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Анатолий Голомолзин рассказал о состоянии рынка нефтепродуктов
13 декабря 2019 г.

В Перми обнаружен сговор при поставке медоборудования в тубдиспансер
13 декабря 2019 г.

Госдума приняла закон о ликвидации унитарных предприятий на конкурентных рынках
13 декабря 2019 г.

«ТПП Рефлекс» оштрафован за участие в сговоре
13 декабря 2019 г.

Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 18026
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 13982
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 13785
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 22696
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 16449
 Обзоры




Главная /  Конференции /  Форум ОКЮР: антимонопольные тезисы
Форум ОКЮР: антимонопольные тезисы


15 марта 2019 г. прошел Антимонопольный форум, организованный Ассоциацией «НП „ОКЮР“» при поддержке ФАС России и ЕЭК. Участники дискуссии обсудили особенности антитраста в цифровую эпоху и практические вопросы применения законодательства о защите конкуренции. Информационным партнером мероприятия выступил журнал «Конкуренция и право».

Президент ОКЮР Александра Нестеренко открыла форум девизом «Кто борется, может проиграть; кто не борется, уже проиграл» и пригласила бизнес занимать проактивную позицию в диалоге с органами власти.

Первая сессия стартовала докладом статс-секретаря – заместителя руководителя ФАС России Андрея Цариковского об антимонопольной политике в эру цифровой экономики. По его словам, все законодательство в сфере экономики, в том числе антимонопольное, подлежит глубокой переработке. Так, полностью меняется определение доминирования хозяйствующего субъекта. Идеи Чикагской школы 80-х гг., считает спикер, полностью себя исчерпали, в современных реалиях установить доминирующее положение компании только по ее доле на товарном рынке уже невозможно. Сейчас организация, доля которой всего несколько процентов, может обладать рыночной силой и диктовать ценовую политику. Классические примеры – платформы Uber и Booking.com.

Меняются и очертания товарных рынков. «Мы живем в эпоху торжества предложения и одновременно торжества спроса. Мы не можем пользоваться только функциональным подходом при определении их географических границ», – отметил выступающий. И напомнил о смартфонах разных производителей: функционально они существенно не различаются, однако потребитель выбирает, исходя из собственных предпочтений, и зачастую не готов заменить устройство одного бренда другим. Важно учитывать этот аспект, подчеркнул замглавы ФАС России.

Сложности могут возникнуть и в отношении продуктовых границ. Так, на рынке агрегаторов такси товаром предположительно может быть такси, информация о такси, а также программное обеспечение.

Андрей Цариковскийобратил внимание на то, что многие экономические явления существуют меньше, чем длится период, требуемый для внесения поправок в законодательство. Чтобы своевременное актуальное регулирование стало возможным, надо перейти от кодифицированного законодательства к прецедентному праву, сформировать общий понятийный подход без детализации каждой ситуации и действия.

Спикер рассказал, что ФАС России активно формирует опыт использования цифровых технологий в антимонопольной практике. «Мы меняемся. Если меняться не будем, точно проиграем», – подытожил свое выступление замруководителя ведомства.

На мероприятии также развернулась дискуссия, посвященная проекту разъяснений Президиума ФАС России по вопросам анализа состояния конкуренции на товарных рынках. Рабочая группа ОКЮР и антимонопольной службы трудились над этим документом больше года.

В своем выступлении начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов высказался в поддержку решения рабочей группы не включать в текст разъяснений раздел о цифровых рынках. По его мнению, это было бы преждевременно. Сейчас в первую очередь нужно изменить Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части функционирования многосторонних товарных рынков, особого статуса возникающей в «цифре» рыночной власти, в области положения цифровых платформ и их владельцев и понимания сетевого эффекта. 

Продолжила тему руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская, которая на примере показательного правоприменительного опыта США, ЕС и РФ проанализировала вопрос о квалификации антимонопольных нарушений с использованием различных алгоритмов.

На первой сессии также выступила руководитель антимонопольной практики юридической фирмы «Инфралекс» Елена Кузнецова по вопросу об отмене интеллектуальных иммунитетов.

Вторую дискуссионную часть открыл заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский. Он рассказал о реализации Нацплана по развитию конкуренции и подвел итоги достигнутого в 2018 г. Так, были приняты «дорожные карты» на 2018–2020 гг. в отраслях экономики РФ (17 отраслей и 274 мероприятия) и в здравоохранении (4 товарных рынка и 15 мероприятий). Удалось обеспечить развитие биржевой торговли (нефть, нефтепродукты, природный газ, лес, минеральные удобрения, сахар, зерно и другие товары), а также реализовать меры по усилению борьбы с картелями и антиконкурентными сговорами с органами власти.

Кроме того, в ходе сессии выступили: руководитель направления юридического департамента ООО «Юнилевер Русь» Иван Антипов, посвятивший свой доклад современным методам выявления «паразитических» брендов; руководитель практики антимонопольного права и защиты конкуренции британской компании Freshfields Bruckhaus Deringer LLP Александр Викторов, который поделился мнением по вопросу допустимости условий об отказе от конкуренции в контексте сделок купли-продажи бизнеса и соглашений акционеров.

Завершил форум доклад директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексея Сушкевича. Спикер осветил основные события, произошедшие в сфере защиты конкуренции на трансграничных рынках за прошедший год. В целом, по его словам, узнаваемость ЕЭК растет, а с ней увеличивается и количество заявлений и материалов, поступающих в Комиссию из всех государств – членов ЕАЭС.

По материалам пресс-службы ОКЮР

Фото: Ассоциация «НП „ОКЮР“»


05 апреля 2019 г.



 

№ 5, 2019 (сентябрь-октябрь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?