Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2024 г.
На форуме, который состоялся 19 июня 2024 г. и который традиционно проводят Ассоциация антимонопольных экспертов совместно с ФАС России, служба представила ключевые тенденции в сфере конкуренции.
Максим Шаскольский, глава ФАС России, рассказал о законодательных инициативах ведомства.
1. Он сообщил, что антимонопольные иммунитеты в отношении интеллектуальной собственности должны быть отменены. Речь идет о завышении цен российскими разработчиками программного обеспечения после ухода с рынка иностранных компаний. В этой ситуации могли бы быть приняты меры антимонопольного реагирования, однако на текущий момент запрет на монополистическую деятельность неприменим к интеллектуальной собственности.
По мнению ФАС России, такие иммунитеты должны быть исключены из Закона о защите конкуренции1. Это не отразится на уровне защиты прав правообладателей, но позволит развивать конкуренцию на цифровых и смежных с ними товарных рынках. Руководитель ведомства отметил, что инициатива может войти в шестой антимонопольный пакет.
2. Служба разрабатывает специальные меры антимонопольного регулирования для нетранзакционных платформ (социальных сетей, поисковых сервисов, видеохостингов). Ведомство полагает, что необходимо совместно с отраслевыми экспертами предусмотреть в законодательстве специальные критерии для таких сервисов.
3. Отдельная часть доклада Максима Шаскольского была посвящена вопросу о том, как усовершенствовать механизм пересмотра ранее выданных ФАС России предписаний. Спикер рассказал, что служба разработала законопроект, который устанавливает возможность пересматривать предписания, если в ценообразовании заложено использование иностранных биржевых и внебиржевых индикаторов. В случае внесения изменений участники рынка не будут привлекаться к ответственности за действия, совершенные до пересмотра предписания.
4. ФАС России считает целесообразной корректировку в сфере государственного контроля за сделками экономической концентрации.
Сейчас ст. 31 Закона о защите конкуренции допускает совершение таких сделок без предварительного согласия и последующего уведомления службы, если компании входят в одну группу лиц. Регулятор видит злоупотребление этим правом со стороны участников рынка, которое выражается в искусственном объединении конкурентов в одну группу лиц для ухода от предварительного согласования сделки.
При этом формальное соблюдение процедуры исключает возможность предотвратить монополизацию товарного рынка, так как на момент подачи уведомления сделка уже совершена.
Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов выступил в качестве модератора сессии «Иностранные инвестиции в период глобальной трансформации». Он рассказал о принципиальных подходах, которые выработало ведомство в части регулирования Закона об иностранных инвестициях2. Так, в ходе судебной практики служба доказала, что в случаях установления незаконного иностранного контроля над российским стратегическим обществом совершенные сделки могут признаваться ничтожными.
Спикер также обратил внимание на применяемый регулятором метод выявления контроля иностранного инвестора над стратегическим хозяйственным обществом по совокупности косвенных доказательств, эффективность которого была подтверждена судебными решениями.
Замглавы службы отметил, что ужесточение законодательства об иностранных инвестициях и расширение сферы его применения характерно для большинства экономически развитых стран.
Статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский в рамках сессии «Национальные ценовые индикаторы» подчеркнул, что развитие национальных биржевых индикаторов повышает экономический суверенитет нашей страны, обеспечивая рыночные ориентиры ценообразования на рынках с ограниченной конкуренцией; именно рыночные индикаторы должны иметь приоритет при оценке экономической обоснованности цены товара.
Продолжая тему, начальник Управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС России Елена Цышевская рассказала, какие права, обязанности и возможности дают биржевые и внебиржевые индикаторы участникам рынков в контексте антимонопольного регулирования. Она подчеркнула, что ценовые индикаторы служат ориентиром и для игроков рынка, и для ведомства. Служба использует такие данные, анализируя действия компаний на предмет нарушений антимонопольного законодательства.
Начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева в ходе сессии «Онлайн-, офлайн-ретейл в фокусе ФАС» уделила внимание признакам, по которым разделяются процессы онлайн-торговли и маркетплейсов. По ее словам, ведомство стремится обеспечить баланс интересов всех участников и дальнейшее развитие рынка. Сейчас служба прорабатывает системные меры антимонопольного регулирования.
На этой же сессии выступила начальник Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг ФАС России Надежда Шаравская. Она рассказала об основных направлениях антимонопольного контроля в офлайн-ретейле. Так, в 2023–2024 гг. возбуждено 21 дело о нарушении Закона о защите конкуренции, принято 13 решений, выдано 16 предупреждений и 68 предостережений.
Выступающая отметила, что развитие маркетплейсов и электронных витрин, а также слияние онлайн-ретейла и традиционных форматов розничной торговли стали главными трендами последних лет. ФАС России считает, что в настоящий момент маркетплейсы подпадают под требования Закона о торговле3 в тех случаях, когда они и офлайн-торговля входят в одну группу лиц или когда маркетплейс продает продовольственные товары под собственным брендом.
Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина в рамках сессии «Закон о рекламе: менять нельзя оставить» сообщила, что служба планирует чаще обращаться в суд в целях назначения контррекламы как меры ответственности для недобросовестных рекламодателей. С позиции ведомства, это будет способствовать снижению количества нарушений законодательства в части вводящей в заблуждение и недостоверной рекламы.
На сессии «Обеспечение конкуренции при реализации инфраструктурных проектов и предоставлении государственного имущества» выступила заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Клара Батанова. Она рассказала о рисках нарушения антимонопольного законодательства при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве, а также концессионного соглашения по возведению и модернизации различных объектов инфраструктуры.
1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Фото предоставлены «Р-Конф»
Цифра недели
85%
картельных сговоров выявляется на госзакупках