Вторник, 21 мая 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Конференции /  О траектории российского антитраста
О траектории российского антитраста

24 марта 2023 г. состоялся традиционный весенний Антимонопольный форум ОКЮР при поддержке ФАС России «Конкуренция 2023». Участники обсудили изменения в подходах к анализу практик ценообразования, антикартельный и пятый антимонопольный пакеты, а также новые требования к маркировке интернет-рекламы.

Заместитель руководителя ФАС России Карина Таукенова поздравила президента Ассоциации «Некоммерческое партнерство „Объединение Корпоративных Юристов“» Александру Нестеренко с 20-летием ОКЮР и поблагодарила за реализацию совместных проектов. Она отметила, что специалисты антимонопольного ведомства и ОКЮР совместно подготовили разъяснения для хозсубъектов и провели анализ состояния конкуренции на различных рынках. Это положит начало формированию единообразного подхода в правоприменительной практике.

Начальник Управления по взаимодействию с территориальными органами и координации проектов по развитию конкуренции ФАС России Оксана Кузнецова рассказала о работе ведомства над механизмом антимонопольного комплаенса и практике внедрения рискориентированного подхода в компаниях. Всего от хозсубъектов поступило 97 заявлений о согласовании системы предупреждения рисков. «Мы уже можем наблюдать положительный эффект: это способствует повышению эффективности деятельности компаний», – отметила она.

Как сообщила начальник Управления контроля промышленности ФАС России Мария Бабикова, служба предложила новый подход к анализу практик ценообразования. Так, хозсубъектам предписано разработать и утвердить внутренний акт, предусматривающий порядок ценообразования и торгово-сбытовую политику. Например, не повышать цены при отсутствии экономического или технологического обоснования.

Начальник Управления контроля здравоохранения ФАС России Елена Клостер рассказала о борьбе с недобросовестным обходом принципов ценообразования на лекарства. Служба проработала ряд предложений, в частности внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 31.10.2020 № 1771, формирование и ведение перечня ЖНВЛП по агрегированным группам лекарственных форм, синхронизация базы данных со сведениями о препаратах.

По словам начальника Контрольно-финансового управления ФАС России Антона Тесленко, при разработке антикартельного пакета учитывалась основная цель – достичь баланс интересов государства и бизнеса. Поправки, например, содержат новации в части освобождения от уголовной ответственности при определенных условиях, а также значительное увеличение пороговых значений дохода.

Модераторы пленарного заседания управляющий партнер юридической фирмы ALUMNI Partners Николай Вознесенский и управляющий партнер юридической фирмы ART DE LEX Дмитрий Магоня поделились своими наблюдениями за тем, какие изменения произошли в 2022 г. По мнению Николая, антимонопольный орган в расследованиях основное внимание направляет не на компании, а на рынки, уменьшилось количество дел о вертикальных соглашениях и ущемлении интересов отдельного лица. Дмитрий отметил, что в условиях трансформации экономики большое значение приобретает контроль за ценообразованием и стремительно изменяющимся рынком цифровых платформ и сервисов.

 

В рамках первой сессии представители ФАС России и компаний обсудили торговые политики и подходы к ценообразованию.

Несмотря на то что в РФ действует рыночное ценообразование, регулятор поддерживает ответственное поведение торговых сетей в рамках саморегулирования. Начальник Управления контроля социальной сферы, торговли и непроизводственных услуг ФАС России Надежда Шаравская поделилась, что в 2023 г. ведомство планирует продолжить развивать практику ответственного ценообразования и расширить количество ее участников.

О том, как важен институт саморегулирования на товарных рынках, рассказала начальник Правового управления ФАС России Марьяна Матяшевская. Она подчеркнула, что служба приветствует практику формирования торгово-сбытовых политик и оказывает бизнесу помощь при подготовке соответствующих документов.

Руководитель Центра конкурентной политики и экономики Сибирского института управления – филиала РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор Ирина Князева пояснила, что в коммерческих (торгово-сбытовых) политиках компаний целесообразно использовать экономическое обоснование отбора контрагентов, сегментации потребителей, размера скидок и бонусов, методов и способов стимулирования сбыта, чтобы не допускать дискриминационных практик и нарушения законодательства о защите конкуренции.

Директор дирекции по антимонопольному комплаенсу ЕВРАЗ Алексей Комаров и лидер антимонопольной практики СИБУР Анастасия Иванова указали на проблемы участников рынка. Алексей обратил внимание на то, что сейчас антимонопольный орган не принимает от компаний в качестве аргументов справедливой цены ссылки на международные биржевой и внебиржевые индикаторы. Иными словами, хозсубъекты лишены возможности использовать метод сопоставимых рынков в ценообразовании и вынуждены руководствоваться затратным методом. Необходимо создавать внутренние индикаторы, которые помогут компаниям ориентироваться на показатели рынка при формировании ценообразования. Анастасия рассказала о критериях биржевой торговли и подчеркнула, что расширение списка биржевых товаров без учета специфики рынков нельзя назвать эффективным инструментом по формированию национальных ценовых индикаторов.

Говоря о цифровой трансформации процесса выявления картелей, заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Олег Дубков отметил, что служба разработала автоматизированную информационную систему, модернизация которой сократит сроки сбора доказательств, а также снизит уровень картелизации закупок.

По вопросу внесения изменений в Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ ведомство полагает, что механизм контроля за резким повышением цен на товары может быть применен при ажиотажном спросе и других нестандартных рыночных условиях только в случае экономически необоснованного и резкого повышения цен в короткий промежуток времени на рынках, имеющих социальную значимость.

Модератор сессии партнер коллегии адвокатов Delcredere Анастасия Тараданкина подвела итоги обсуждения, сообщив, что в 2022 г. апробировано множество способов регулирования ценообразования: саморегулирование в виде публичных обязательств, добровольно принятых компаниями, торгово-сбытовые политики и биржевые торги. Ключевая проблема, с которой столкнулся регулятор, – необходимость быстро реагировать на рост цен и сокращение объемов предложения. Хозсубъекты в свою очередь хотели бы получить от антимонопольного органа методику, позволяющую анализировать баланс спроса и предложения на рынке, что поможет им формировать свою торговую стратегию.

 

Модератор второй сессии заместитель руководителя направления GR Ozon, кандидат экономических наук, Ph.D. Мухамед Хамуков обсудил с участниками, как найти баланс регулирования и саморегулирования на диджитал-рынках в интересах потребителя, не сдерживая при этом развитие цифровых платформ. Эксперты обменялись мнениями о предстоящих изменениях антимонопольного законодательства, включая пятый пакет.

Начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева рассказала о самых интересных кейсах службы на цифровых рынках и отметила, что модели деятельности трансакционных платформ схожи и их можно стандартизировать и описать в законе. А деятельность нетрансакционных платформ очень отличается по экономике, способу функционирования и влияния на рынки. В связи с этим стандартизировать подход к выбору методов оценки рынка – намного более сложная и комплексная задача.

Директор по регуляторным рискам «Яндекс.Технологии» Наталья Мягченкова согласилась с Еленой в части отсутствия универсального показателя положения на рынке для нетрансакционных платформ и необходимости рассматривать критерии, релевантные для их конкретного вида. Так, для браузеров это могут быть число просмотров страниц, переходов по ссылкам или загрузок файлов, для аудиовизиуальных сервисов – количество активных пользователей и их time spent (время, проведенное на платформе).

Вопрос о конкуренции экосистем и моносервисов осветил директор по связям с государственными организациями «КЕХ еКоммерц» Дмитрий Гавриленко. Он отметил, что понятие «экосистема» уже сформулировано органами власти, например, в утвержденной первым заместителем Председателя Правительства РФ А.Р. Белоусовым Концепции общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной экосистемы. В связи с этим спикер считает, что излишне вводить четкое определение этого термина в законодательстве.

Руководитель антимонопольной практики ART DE LEX Сергей Казарян рассказал, какие угрозы для конкуренции могут создать нейронные сети и как эти опасности можно предотвратить путем правильного обучения и тщательно тестирования.

 

Участники третьей сессии обсудили рекламное законодательство и планируемые поправки, а также обобщили практику по этой категории споров.

Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина рассказала, что в условиях активного развития Интернета появляются новые требования к рекламе, размещаемой там. Работа по маркировке рекламы в Сети будет продолжаться.

Партнер «Пепеляев Групп», главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская пояснила, какие требования предъявляются к маркировке интернет-рекламы и какова ответственность за несоблюдение этих правил. Однако заметила, что пока штрафные санкции не применяются. Спикер обратила внимание, что у бизнеса возникают и более точечные вопросы: например, о том, распространяются ли новые нормы на пресс-релизы и сведения, публикуемые в соцсетях. Подробнее о выступлении Елены можно прочесть здесь.

Руководящий юрист антимонопольной практики BIRCH LEGAL Александр Гаврилов посвятил выступление насущным практическим вопросам размещения рекламы в Интернете с учетом законодательства и устоявшихся подходов антимонопольного органа к квалификации нарушений в этой сфере. Эксперт поделился опытом маркировки онлайн-рекламы на разных площадках, затронул тему информации на собственном сайте компании, а также вопросы комплаенса в связи с новыми требованиями.

В завершение форума партнер юридической фирмы ALUMNI Partners Елена Трусова и Николай Вознесенский устроили увлекательные дебаты о парадоксе судебной практики и практики ФАС России в делах о рекламе, больших данных и персональных данных. 

По материалам ОКЮР 


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
07 апреля 2023 г.

Цифра недели

1610

нарушений в применении нацрежима выявила ФАС России за 2023 г.

Опрос
Необходимо ли сегодня дополнительное госрегулирование для маркетплейсов?