Вторник, 21 мая 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Интервью /  Геннадий Магазинов: «Перевод имущественных...
Геннадий Магазинов: «Перевод имущественных торгов в электронную форму сделает процедуру доступнее для участников»

Опубликовано в журнале «Конкуренция и право», №1, 2024 г.

Среди приоритетов антимонопольного ведомства — поддержка и развитие конкурентной среды, в том числе в сфере доступа всех хозсубъектов к государственному и муниципальному имуществу. Торги служат одним из основных инструментов, обеспечивающих недискриминационные правила при вовлечении такого имущества в оборот. Поэтому ведется активная работа над совершенствованием их правового регулирования. Заместитель руководителя ФАС России Геннадий Магазинов рассказал о том, какие пробелы есть в этой сфере, а также о предлагаемых инициативах. Прокомментировал вопрос Олег Корнеев, начальник Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России.

Сегодня правила проведения отраслевых торгов регламентируются большим количеством нормативных правовых актов. Предусмотрено различное регулирование, в том числе в вопросах, не имеющих отраслевой специфики. Например, порядок подачи заявок, процедуры торгов и заключения договоров по их результатам.

Отмечу, что те или иные торги по-разному урегулированы. Скажем, в Федеральном законе от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» всего несколько общих положений о проведении аукционов, в то время как в Лесном кодексе РФ (далее — ЛК РФ) установлена сложно администрируемая процедура конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков.

Кроме того, большинство актов, регулирующих правила отраслевых торгов, не предусматривают электронной формы.

Такое многообразие подходов и процедур сильно усложняет процесс проведения торгов в целом. Собственники имущества и лица, заинтересованные в его получении, вводятся в заблуждение: зачастую им трудно определить, какие нормы права необходимо применять.

Все это приводит к низкому уровню конкуренции на торгах, недополучению финансовых средств в бюджеты всех уровней и предопределяет неоднородную правоприменительную практику ФАС России и судов.

Перевод имущественных торгов в электронную форму сделает процедуру доступнее для их участников. Кроме того, унификация конкурсной процедуры позволит получать достоверную информацию о прогнозируемых и фактических поступлениях в бюджет от реализации имущества по сформированным на торгах ценам, а также осуществлять соответствующий контроль.

 

О переводе торгов в «цифру»

Электронная форма на сегодня предусмотрена лишь для нескольких процедур торгов, в частности по приватизации государственного и муниципального имущества.

Долгожданные изменения произошли в законодательстве о недрах и земельном. С 1 января 2022 г. аукционы на право пользования участками недр проводятся в электронной форме по единым федеральным правилам (Федеральный закон от 30.04.2021 № 123-ФЗ). Торги на аренду и продажу государственных и муниципальных земельных участков — с 1 марта 2023 г. в электронной форме (Федеральный закон от 07.10.2022 № 385-ФЗ).

Определенные виды имущественных торгов частично переведены в «цифру». К примеру, в соответствии с ЛК РФ в отношении аукционов на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений предусмотрена электронная форма, а в отношении конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков — бумажный формат.

Отдельно отмечу конкурсы и аукционы на право заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. Прежний порядок, утвержденный Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, нуждался в существенном обновлении, в том числе в части введения электронной формы этих торгов.

Антимонопольная служба на протяжении 2022 г. разрабатывала новый ведомственный приказ, цель которого усовершенствовать процедуру по таким конкурсам и аукционам. В мае 2023 г. Приказ ФАС России от 21.03.2023 № 147/23 прошел государственную регистрацию (зарегистрирован в Минюсте России 19.05.2023 № 73371). При этом в целях подготовки функционала для проведения торгов в электронной форме и ознакомления организаторов и участников с новым порядком была предусмотрена отложенная дата вступления в силу — 1 октября 2023 г.

 

О единых правилах для торгов

ФАС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о введении единого порядка по имущественным торгам.

Сейчас законопроект дорабатывается на площадке Правительства РФ.

Отраслевые торги планируется унифицировать в два этапа.

На первом предполагается внесение системообразующих норм о единых правилах организации и проведения торгов в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции). Речь о закреплении таких положений, как электронный формат аукциона на электронных площадках, которые утверждены в рамках законодательства о контрактной системе; применение ГИС «Торги» и «Независимый регистратор»; закрытый перечень особенностей проведения отдельных торгов, которые могут быть предусмотрены в отраслевом законодательстве.

На втором этапе на уровне Правительства РФ будут определены, в частности, процедурные моменты проведения конкурсов и заключения договоров по их результатам, правила допуска к ним, требования к необходимому пакету документов.

При этом отраслевая специфика в отношении определенных видов торгов в части их предмета, начальной цены, формирования лотов, специальных требований к участникам будут сохранены в соответствующем отраслевом законодательстве.

Предлагается унифицировать более двух десятков процедур торгов, в том числе на аренду, продажу государственных и муниципальных участков; право водопользования; право аренды лесных участков; по продаже государственного и муниципального имущества.

 

«Электронные торги способствуют увеличению числа участников и значительно упрощают процедуру»

 

Олег Корнеев,
начальник Управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России

Особенности порядка заключения договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, установлены ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с нормами ч. 1 и 3 этой статьи договоры по общему правилу заключаются посредством проведения конкурсов и аукционов (далее также — торги) в порядке, установленном антимонопольным органом.

Ранее действовавший Приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67, который регламентировал правила торгов по аренде госимущества, предусматривал их проведение исключительно в бумажной (очной) форме.

Практика его применения выявила основные проблемы:

  • в некоторых случаях заинтересованным лицам было трудно принять участие в торгах, поскольку те проводились очно в отдаленных субъектах России (например, в Калининграде, в то время как участники проживали в Крыму);
  • определенные организаторы создавали некоторым участникам физические трудности для доступа к торгам (например, организатор не заказал пропуск в здание, в котором проводился конкурс);
  • невозможно было сохранить конфиденциальность сведений об участниках до момента определения победителя, что приводило к сговорам на торгах, давлению на определенных хозсубъектов с тем, чтобы принудить их отказаться от участия в конкурсе;
  • были сложности с очными торгами в период, когда принимались ограничительные меры по борьбе с новой коронавирусной инфекцией.

Кроме того, организаторы из различных субъектов России направляли обращения о возможности проведения конкурсов в электронной форме.

По мнению ФАС России, электронные торги способствуют увеличению числа участников и значительно упрощают процедуру.

Перевод имущественных торгов в электронную форму позволит решить проблемы проведения «молоточных» аукционов

В этой связи антимонопольное ведомство разработало и приняло Приказ от 21.03.2023 № 147/23 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров‚ предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее — Приказ № 147/23).

Документ вступил в силу 1 октября 2023 г.

Основные нововведения Приказа № 147/23:

  • проведение конкурсов или аукционов в электронной форме на восьми федеральных электронных площадках, функционирующих в рамках законодательства о контрактной системе (Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ»);
  • применение ГИС «Торги»;
  • введение положений о конфиденциальности сведений об участниках торгов (по результатам рассмотрения заявок на участие размещается информация исключительно о недопущенных хозсубъектах);
  • усовершенствование процедуры проведения конкурса и аукциона.

Таким образом, перевод торгов на аренду государственного и муниципального имущества в электронную форму позволит решить проблемы проведения «молоточных» аукционов и существенно упростить участие в таких конкурсах.

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

16 февраля 2024 г.

Цифра недели

1610

нарушений в применении нацрежима выявила ФАС России за 2023 г.

Опрос
Необходимо ли сегодня дополнительное госрегулирование для маркетплейсов?