Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 5, 2023 г.
Для бизнеса, участвующего в закупках, тема включения в реестр недобросовестных поставщиков всегда чувствительна и на острие повестки. Поэтому редакция обратилась за комментариями к начальнику Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольге Викторовне Горбачевой. Из интервью вы узнаете о законодательных нововведениях, сложившихся на практике тенденциях и мнении антимонопольного ведомства о сокращении срока нахождения в реестре.
Одним из важнейших нововведений стала возможность при расторжении контракта заключить его с другим участником без внесения информации о поставщике в РНП, если имеются обстоятельства непреодолимой силы
Ольга Викторовна, расскажите, пожалуйста, о недавних изменениях в порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Сейчас российское законодательство о контрактной системе претерпевает ряд ключевых изменений, направленных на оптимизацию и упрощение правил закупочной деятельности.
В начале 2023 года сотрудники антимонопольной службы активно участвовали в работе по внесению изменений в законодательство по предложениям Совета Федерации для оптимизации закупочных процедур, сокращения сроков их проведения и повышения эффективности закупок, в том числе в части ведения реестра недобросовестных поставщиков — РНП.
В результате был принят Федеральный закон от 28.04.2023 № 154-ФЗ, который вступил в силу 9 мая этого же года. Одним из важнейших нововведений стала возможность при расторжении контракта заключить его с другим участником без внесения информации о поставщике в РНП, если имеются обстоятельства непреодолимой силы. Это изменение также позволяет более оперативно заключить контракт с другим участником.
Как сейчас ведется претензионная и иная переписка заказчика и исполнителя в ЕИС?
На данный момент заказчик и исполнитель по контракту взаимодействуют в единой информационной системе — ЕИС.
Согласно положениям части 16 статьи 94 Закона о контрактной системе1 обмен документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением сторонами условий контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, по общему правилу происходит с использованием ЕИС путем направления электронных уведомлений.
Сторона составляет претензию и формирует уведомление в личном кабинете информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью. Система автоматически направляет другой стороне электронное извещение, которое подтверждает направление претензии по Закону о контрактной системе через ЕИС и факт ее получения аналогично почтовой квитанции — расписке о вручении. Дата надлежащего уведомления — это дата размещения стороной уведомления в соответствии с часовой зоной.
Какие тенденции по включению в РНП можно отметить?
Сейчас законодателем реализованы меры, направленные на упрощение ведения реестра, и унифицирован подход к рассмотрению вопроса о включении в него сведений о поставщике, подрядчике, исполнителе. ФАС России видит, что проблемных случаев становится существенно меньше.
Кроме того, напомню, что неисполнение обязательств по контракту из-за обстоятельств непреодолимой силы, к которым относится в том числе нарушение логистических цепочек из-за введенных ограничительных мер, не причина включать компанию в РНП.
Недавно прозвучали предложения сократить срок пребывания в РНП для определенных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства. Есть ли это в планах ФАС России?
На первый взгляд предложение может показаться интересным. Но если представить ситуацию, где из-за срыва поставки больница не получила необходимые медикаменты, а в образовательное учреждение не привезли питание, то станет очевидно, что наказание виновного в неисполнении контракта предпринимателя в виде нахождения в РНП в течение шести месяцев является несоразмерным по сравнению с причиненным государству ущербом.
Специальный институт публично-правовой ответственности в виде включения сведений о недобросовестных поставщиках в реестр введен законодателем для защиты заказчика от лиц, которые ненадлежащим образом исполняют свои обязательства по контракту.
Решения о внесении информации в РНП принимаются на основе тщательного, объективного и всестороннего рассмотрения материалов, представленных в контрольные органы в сфере закупок. В реестр включаются только поставщики, подрядчики, исполнители, чья недобросовестность подтверждена на заседании комиссии.
И стоит отметить, что сокращение срока пребывания в РНП противоречит Приложению № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе, согласно которому в реестр включают на два года.
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Фото предоставлено ФАС России
Главная цифра
60%
закупок признаны несостоявшимися по итогам 2023 г.