руководитель антимонопольной практики компании «Пепеляев Групп»
юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп»
17 декабря 2024 г. Госдумой в третьем чтении принят Закон, предусматривающий дополнительный механизм контроля за сделками экономической концентрации, совершаемыми крупными финансовыми организациями.Принятие поправок обусловлено необходимостью решить проблему, связанную с увеличением концентрации на рынке финансовых услуг, что, в свою очередь, негативно сказывается на состоянии конкурентной среды. Закон также содержит ряд других точечных изменений в Закон о защите конкуренции. Положения Закона вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
Рассмотрим нововведения.
Напомним, что согласно действующей редакции ч. 1 ст. 29 Закона о защите конкуренции, получение предварительного согласия на совершение сделок с акциями (долями), активами финансовой организации или правами в отношении финансовой организации необходимо в том случае, если:
Таким образом, если размер активов финансовой организации меньше установленной величины, может быть приобретено любое количество таких организаций без согласования с антимонопольным органом, в результате чего уровень концентрации может значительно возрасти.
В целях минимизации обозначенных рисков предусматривается что сделки, осуществляемые крупными финансовыми организациями, стоимость активов (суммарной стоимости активов финансовых организаций, входящих в одну группу лиц) которых превышает значения, установленные Правительством РФ в том числе по согласованию с Банком России, независимо от размера активов финансовых организаций, являющихся объектом экономической концентрации, будут осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.
Комментарий
С одной стороны, данные нововведения вполне логичны и будут способствовать повышению уровня правовой защищенности всех участников финансового рынка, поскольку Служба получит возможность осуществлять контроль над сделками, совершение которых может оказать негативное влияние на состояние конкуренции.
С другой стороны, необходимость согласования сделок с ФАС России скажется на сроках совершения обозначенных сделок, которые неизбежно увеличатся.
2.1 Изменение порядка предоставления государственных и муниципальных преференций
Вносятся изменения в ст. 19, 20 Закона о защите конкуренции, регламентирующие порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.
В частности, устанавливается возможность предоставления преференции без предварительного согласия антимонопольного органа в том случае, если такая преференция предоставляется в соответствии с государственными программами РФ (субъектов РФ) и муниципальными программами, содержащими мероприятия, направленные на развитие физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Уточняется срок, в который антимонопольный орган может принять решение о том, что его согласие на предоставление преференций не требуется - теперь он будет составлять 10 дней с даты получения заявления о даче согласия.
2.2 Изменение порядка исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства
Согласно ч. 5 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, срок исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть продлен исключительно по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение.
Согласно принятым изменениям, срок сможет быть продлен и по инициативе антимонопольного органа.
Кроме того, ч. 8 названной статьи предусматривает, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Закон предусматривает исключение из данного порядка, в частности, если выдача предупреждения осуществлялась комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в период рассмотрения уже возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Законом также уточняются:
Комментарий
Полагаем, что обозначенные поправки обусловлены практическими аспектами применения норм Закона о защите конкуренции и направлены на устранение правовой неопределенности в законодательстве.