Суббота, 15 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Главные сюжеты /  Госдума приняла поправки в Закон о защите...
Госдума приняла поправки в Закон о защите конкуренции

Елена Соколовская,

руководитель антимонопольной практики компании «Пепеляев Групп»

Анна Симаченко,

юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп»

17 декабря 2024 г. Госдумой в третьем чтении принят Закон, предусматривающий дополнительный механизм контроля за сделками экономической концентрации, совершаемыми крупными финансовыми организациями.Принятие поправок обусловлено необходимостью решить проблему, связанную с увеличением концентрации на рынке финансовых услуг, что, в свою очередь, негативно сказывается на состоянии конкурентной среды. Закон также содержит ряд других точечных изменений в Закон о защите конкуренции. Положения Закона вступят в силу с 1 сентября 2025 года. 

Рассмотрим нововведения. 

1. Усиление контроля экономконцентрации на финансовых рынках

Напомним, что согласно действующей редакции ч. 1 ст. 29 Закона о защите конкуренции, получение предварительного согласия на совершение сделок с акциями (долями), активами финансовой организации или правами в отношении финансовой организации необходимо в том случае, если:

  • стоимость активов по последнему балансу этой финансовой организации превышает величину, установленную Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ;
  • сделка относится к одному из восьми установленных в ч. 1 ст. 29 Закона о защите конкуренции случаев.

Таким образом, если размер активов финансовой организации меньше установленной величины, может быть приобретено любое количество таких организаций без согласования с антимонопольным органом, в результате чего уровень концентрации может значительно возрасти. 

В целях минимизации обозначенных рисков предусматривается что сделки, осуществляемые крупными финансовыми организациями, стоимость активов (суммарной стоимости активов финансовых организаций, входящих в одну группу лиц) которых превышает значения, установленные Правительством РФ в том числе по согласованию с Банком России, независимо от размера активов финансовых организаций, являющихся объектом экономической концентрации, будут осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.

Комментарий
С одной стороны, данные нововведения вполне логичны и будут способствовать повышению уровня правовой защищенности всех участников финансового рынка, поскольку Служба получит возможность осуществлять контроль над сделками, совершение которых может оказать негативное влияние на состояние конкуренции.

С другой стороны, необходимость согласования сделок с ФАС России скажется на сроках совершения обозначенных сделок, которые неизбежно увеличатся.

 

2. Другие поправки в Закон о защите конкуренции

 

2.1 Изменение порядка предоставления государственных и муниципальных преференций

Вносятся изменения в ст. 19, 20 Закона о защите конкуренции, регламентирующие порядок предоставления государственных и муниципальных преференций. 

В частности, устанавливается возможность предоставления преференции без предварительного согласия антимонопольного органа в том случае, если такая преференция предоставляется в соответствии с государственными программами РФ (субъектов РФ) и муниципальными программами, содержащими мероприятия, направленные на развитие физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Уточняется срок, в который антимонопольный орган может принять решение о том, что его согласие на предоставление преференций не требуется - теперь он будет составлять 10 дней с даты получения заявления о даче согласия. 

2.2 Изменение порядка исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

Согласно ч. 5 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, срок исполнения предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть продлен исключительно по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение.

Согласно принятым изменениям, срок сможет быть продлен и по инициативе антимонопольного органа. 

Кроме того, ч. 8 названной статьи предусматривает, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Закон предусматривает исключение из данного порядка, в частности, если выдача предупреждения осуществлялась комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в период рассмотрения уже возбужденного дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Законом также уточняются:

  • перечень сведений, содержащихся в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства  — теперь в нем обязательно должна быть подпись заявителя;
  • основания для оставления антимонопольным органом указанного заявления без рассмотрения — в том случае, если в заявлении или материалах отсутствуют сведения и документы, которые должны быть приложены к заявлению о нарушении антимонопольного законодательства;
  • случаи, при которых комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства — теперь это станет возможным в случае выдачи комиссией предупреждения  о прекращении действий (бездействия).

Комментарий
Полагаем, что обозначенные поправки обусловлены практическими аспектами применения норм Закона о защите конкуренции и направлены на устранение правовой неопределенности в законодательстве.

Эксперты «Пепеляев Групп»


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
25 декабря 2024 г.