Понедельник, 24 марта 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Главные сюжеты /  Поправки в Закон о рекламе: потребительское...
Поправки в Закон о рекламе: потребительское кредитование, обязательные отчисления и требования к соцрекламе

Опубликован Федеральный закон от 26.12.2024 № 479-ФЗ, положения которого предусматривают маркировку рекламы кредитов и обязательные отчисления за распространение рекламы в сети «Интернет». Кроме того, Закон уточняет порядок распространения социальной рекламы.


Изначально целью законопроекта являлось сокращение числа импульсивно взятых кредитов в отсутствие у заемщика реальной финансовой возможности вернуть заем. Тем не менее, с момента внесения законопроекта в Госдуму, он претерпел изменения, и значительное количество поправок было предложено ко второму чтению.

Рассмотрим основные нововведения.

 

1. Изменение условий рекламирования услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа)

Требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности установлены ст. 28 Закона о рекламе, в том числе, положение о том, что в рекламе кредита (займа) необходимо размещать диапазон значений полной стоимости кредита (займа), если указывается ставка по кредиту, а также непосредственно в рекламе должны содержаться все условия, определяющие стоимость кредита (займа) для заёмщика.

На практике кредитные организации размещают все необходимые условия в рекламе мелким, нечитаемым шрифтом, который не позволяет потребителю воспринять такую информацию, что вводит его в заблуждение. Таким образом, растет общая закредитованность населения.

С учетом изложенного, предлагается дополнить статью 28 Закона о рекламе частями 2 и 3, согласно которым реклама услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа), пользованием им и погашением указанного кредита (займа), имеющая хотя бы одно условие, влияющее на его полную стоимость, должна соответствовать следующим требованиям:

 

Предупреждение: «Изучите все условия кредита (займа)» с указанием на раздел официального сайта кредитора

Отображение в рекламе всех условий кредита, влияющих на его стоимость

(В случае невозможности дать указание на раздел официального сайта кредитора) 

Предупреждение: «Оценивайте свои финансовые возможности и риски»

Радиопрограмма                              

Продолжительность ≥ 3 секунд

Продолжительность ≥ 3 секунд

Продолжительность ≥ 3 секунд

Телепрограмма, кино- и видеообслуживание

Продолжительность ≥ 3 секунд и занятие ≥ 5% площади кадра

Продолжительность ≥ 3 секунд и занятие ≥ 5% площади кадра

Продолжительность ≥ 3 секунд и занятие ≥ 5% площади кадра

Иные способы рекламирования    

Занятие ≥ 5% площади кадра

Занятие ≥ 5% площади кадра

Занятие ≥ 5% площади кадра

 

Также уточняется, что в случае, если реклама услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа), пользованием им и погашением кредита (займа), содержит информацию о процентных ставках, то такая реклама также должна быть промаркирована
 и включать информацию о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа), с использованием слов «полная стоимость кредита (займа)».

Данные нововведения вступят в силу с 1 марта 2025 г.

Комментарий
Полагаем, что указанные нововведения будут способствовать тому, что потенциальные заемщики станут более вдумчиво подходить к вопросу кредитования и рационально оценить свои финансовые возможности перед тем, как взять кредит (заем). 

 

2. Введение обязательных отчислений за распространение рекламы в сети «Интернет»

Закон о рекламе дополняется новой статьей 182, согласно которой рекламораспространители и операторы рекламных систем будут обязаны осуществлять обязательные отчисления в федеральный бюджет от суммы дохода, полученного от реализации услуг по распространению рекламы в сети «Интернет».

Размер отчислений составит 3% от дохода, полученного в течение квартала от реализации услуг по распространению в сети «Интернет» рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ. Критерии рекламы, которая направлена на российских потребителей, утвердит Правительство РФ.

Кроме того, обязанность по осуществлению отчислений коснется:

  • российских рекламодателей, которые размещают рекламу через иностранные компании (суммы будут удерживаться из денежных средств, выплачиваемых иностранному лицу, с которым заключен договор);
  • лиц, осуществляющих действия в целях распространения рекламы в сети «Интернет» по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя или оказывающих услуги по распространению рекламы в сети «Интернет» в интересах таких рекламодателя и (или) рекламораспространителя.

Исчислять обязательные отчисления будет Роскомнадзор на основе информации о такой рекламе, передаваемой в соответствии со ст. 18.1 Закона о рекламе, включая данные о стоимости услуг. Также Роскомнадзор будет контролировать полноту и своевременность уплаты отчислений. Процедуру определит Правительство РФ.

Законом также предусматривается, что на некоторых участников рекламного рынка обязанность по уплате сбора не будет распространяться: вещателей телеканалов и (или) радиоканалов, информационные агентства, некоторые СМИ с госучастием или получавшие бюджетные субсидии, а также ресурсы крупных печатных изданий.

Данные нововведения вступят в силу с 1 апреля 2025 г.

Комментарий
Полагаем, что введение обязательных отчислений обусловлено необходимостью получения дополнительных средств на реализацию нацпроектов (такой вывод можно сделать на основании анализа пояснительной записки к Закону о бюджете на 2025–2027 годы).

Тем не менее, велика вероятность того, что для малого и среднего бизнеса данные нововведения могут обернуться значительными финансовыми затратами и повышенной административной нагрузкой.

Отчисления представляют собой по сути оборотный налог, который формально взимается вне рамок Налогового кодекса РФ. До 2005 года в нашей стране уже существовал налог на рекламу, но новые отчисления взимаются в условиях сильно изменившегося рынка и на основе недавно введённой процедуры маркировки. Вероятно, стоимость рекламных услуг вырастет соразмерно ставке отчислений. Тем не менее возникает неясность, за счёт какой стороны договора будут взиматься отчисления, если договор уже заключен: вероятно, плательщики отчислений будут искать основания и в этой ситуации переложить новый налог на контрагентов. 

 

3. Уточнение порядка размещения социальной рекламы

В ст. 10 Закона о рекламе, регламентирующую порядок распространения социальной рекламы, вносятся изменения, согласно которым заключение возмездных и безвозмездных договоров на размещение социальной рекламы будет обязательным не только для рекламораспространителей.

Данное требование также будет распространяться на владельцев сервисов размещения объявлений и агрегаторов информации о товарах (услугах) в пределах:

  • 5% от годового объема рекламы или
  • 5%, соответствующих суммарному количеству пользователей в сети «Интернет», находящихся на территории РФ и осуществлявших доступ к соответствующему сервису размещения объявлений (агрегатору информации о товарах (услугах) в сутки в течение года.

При этом обязательным данное требование будет лишь для тех сайтов, аудитория которых составляет более 200 000 пользователей в сутки.

Кроме того, согласно нововведениям, по аналогии с обычной рекламой, размещение социальной рекламы в сети «Интернет» будет возможно исключительно при наличии специального идентификатора, а информация о такой рекламе будет передаваться в Роскомнадзор.

Данные нововведения вступят в силу с 1 марта 2025 г.

 

О чем подумать, что сделать

Участникам рекламного рынка, размещающим в сети «Интернет» рекламу, рекомендуется довести до ответственных лиц в компаниях информацию о новом порядке размещения социальной рекламы, о необходимости маркировки рекламы кредитов (займов) и осуществления обязательных отчислений за размещение рекламы в сети «Интернет».

С учетом предстоящих изменений, данные меры позволят оставаться добросовестными участниками рынка.

Эксперты «Пепеляев Групп»


Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться
28 декабря 2024 г.

Главная цифра

1-й

выпуск журнала «Конкуренция и право» за 2025 г. опубликован в электронной версии

Опрос
Уважаемые читатели! Предлагаем вам поучаствовать в формировании редакционного портфеля. Расскажите, какие темы вам наиболее интересны и/или предложите свой вариант.
Будем рады вашему участию в опросе редакции журнала «Конкуренция и право». Это займет меньше минуты.

Принять участие в опросе