Опубликован Федеральный закон от 26.12.2024 № 479-ФЗ, положения которого предусматривают маркировку рекламы кредитов и обязательные отчисления за распространение рекламы в сети «Интернет». Кроме того, Закон уточняет порядок распространения социальной рекламы.
Изначально целью законопроекта являлось сокращение числа импульсивно взятых кредитов в отсутствие у заемщика реальной финансовой возможности вернуть заем. Тем не менее, с момента внесения законопроекта в Госдуму, он претерпел изменения, и значительное количество поправок было предложено ко второму чтению.
Рассмотрим основные нововведения.
Требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности установлены ст. 28 Закона о рекламе, в том числе, положение о том, что в рекламе кредита (займа) необходимо размещать диапазон значений полной стоимости кредита (займа), если указывается ставка по кредиту, а также непосредственно в рекламе должны содержаться все условия, определяющие стоимость кредита (займа) для заёмщика.
На практике кредитные организации размещают все необходимые условия в рекламе мелким, нечитаемым шрифтом, который не позволяет потребителю воспринять такую информацию, что вводит его в заблуждение. Таким образом, растет общая закредитованность населения.
С учетом изложенного, предлагается дополнить статью 28 Закона о рекламе частями 2 и 3, согласно которым реклама услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа), пользованием им и погашением указанного кредита (займа), имеющая хотя бы одно условие, влияющее на его полную стоимость, должна соответствовать следующим требованиям:
|
Предупреждение: «Изучите все условия кредита (займа)» с указанием на раздел официального сайта кредитора |
Отображение в рекламе всех условий кредита, влияющих на его стоимость (В случае невозможности дать указание на раздел официального сайта кредитора) |
Предупреждение: «Оценивайте свои финансовые возможности и риски» |
Радиопрограмма |
Продолжительность ≥ 3 секунд |
Продолжительность ≥ 3 секунд |
Продолжительность ≥ 3 секунд |
Телепрограмма, кино- и видеообслуживание |
Продолжительность ≥ 3 секунд и занятие ≥ 5% площади кадра |
Продолжительность ≥ 3 секунд и занятие ≥ 5% площади кадра |
Продолжительность ≥ 3 секунд и занятие ≥ 5% площади кадра |
Иные способы рекламирования |
Занятие ≥ 5% площади кадра |
Занятие ≥ 5% площади кадра |
Занятие ≥ 5% площади кадра |
Также уточняется, что в случае, если реклама услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа), пользованием им и погашением кредита (займа), содержит информацию о процентных ставках, то такая реклама также должна быть промаркирована
и включать информацию о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа), с использованием слов «полная стоимость кредита (займа)».
Данные нововведения вступят в силу с 1 марта 2025 г.
Комментарий
Полагаем, что указанные нововведения будут способствовать тому, что потенциальные заемщики станут более вдумчиво подходить к вопросу кредитования и рационально оценить свои финансовые возможности перед тем, как взять кредит (заем).
Закон о рекламе дополняется новой статьей 182, согласно которой рекламораспространители и операторы рекламных систем будут обязаны осуществлять обязательные отчисления в федеральный бюджет от суммы дохода, полученного от реализации услуг по распространению рекламы в сети «Интернет».
Размер отчислений составит 3% от дохода, полученного в течение квартала от реализации услуг по распространению в сети «Интернет» рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ. Критерии рекламы, которая направлена на российских потребителей, утвердит Правительство РФ.
Кроме того, обязанность по осуществлению отчислений коснется:
Исчислять обязательные отчисления будет Роскомнадзор на основе информации о такой рекламе, передаваемой в соответствии со ст. 18.1 Закона о рекламе, включая данные о стоимости услуг. Также Роскомнадзор будет контролировать полноту и своевременность уплаты отчислений. Процедуру определит Правительство РФ.
Законом также предусматривается, что на некоторых участников рекламного рынка обязанность по уплате сбора не будет распространяться: вещателей телеканалов и (или) радиоканалов, информационные агентства, некоторые СМИ с госучастием или получавшие бюджетные субсидии, а также ресурсы крупных печатных изданий.
Данные нововведения вступят в силу с 1 апреля 2025 г.
Комментарий
Полагаем, что введение обязательных отчислений обусловлено необходимостью получения дополнительных средств на реализацию нацпроектов (такой вывод можно сделать на основании анализа пояснительной записки к Закону о бюджете на 2025–2027 годы).
Тем не менее, велика вероятность того, что для малого и среднего бизнеса данные нововведения могут обернуться значительными финансовыми затратами и повышенной административной нагрузкой.
Отчисления представляют собой по сути оборотный налог, который формально взимается вне рамок Налогового кодекса РФ. До 2005 года в нашей стране уже существовал налог на рекламу, но новые отчисления взимаются в условиях сильно изменившегося рынка и на основе недавно введённой процедуры маркировки. Вероятно, стоимость рекламных услуг вырастет соразмерно ставке отчислений. Тем не менее возникает неясность, за счёт какой стороны договора будут взиматься отчисления, если договор уже заключен: вероятно, плательщики отчислений будут искать основания и в этой ситуации переложить новый налог на контрагентов.
В ст. 10 Закона о рекламе, регламентирующую порядок распространения социальной рекламы, вносятся изменения, согласно которым заключение возмездных и безвозмездных договоров на размещение социальной рекламы будет обязательным не только для рекламораспространителей.
Данное требование также будет распространяться на владельцев сервисов размещения объявлений и агрегаторов информации о товарах (услугах) в пределах:
При этом обязательным данное требование будет лишь для тех сайтов, аудитория которых составляет более 200 000 пользователей в сутки.
Кроме того, согласно нововведениям, по аналогии с обычной рекламой, размещение социальной рекламы в сети «Интернет» будет возможно исключительно при наличии специального идентификатора, а информация о такой рекламе будет передаваться в Роскомнадзор.
Данные нововведения вступят в силу с 1 марта 2025 г.
Участникам рекламного рынка, размещающим в сети «Интернет» рекламу, рекомендуется довести до ответственных лиц в компаниях информацию о новом порядке размещения социальной рекламы, о необходимости маркировки рекламы кредитов (займов) и осуществления обязательных отчислений за размещение рекламы в сети «Интернет».
С учетом предстоящих изменений, данные меры позволят оставаться добросовестными участниками рынка.
Главная цифра
1-й
выпуск журнала «Конкуренция и право» за 2025 г. опубликован в электронной версии