О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

Турбизнес раскритиковал идею ФАС России регулировать цены в отелях во время форумов
21 сентября 2021 г.

Обнаружен сговор на рынке клининговых услуг
20 сентября 2021 г.

ФАС России: банки не должны навязывать заключение договора страхования с определенной организацией
20 сентября 2021 г.

Аналитики изучили антимонопольный комплаенс как инструмент развития конкурентной среды
20 сентября 2021 г.

«Т Плюс» подозревают в манипулировании ценами на электроэнергию
20 сентября 2021 г.

Анонс: 21 сентября пройдет пресс-конференция о регулировании цен на отели во время крупных международных мероприятий
20 сентября 2021 г.

ЕЭК и антимонопольные органы ЕАЭС работают над совершенствованием регулирования в цифровой сфере
17 сентября 2021 г.

ВС РФ объяснил, когда невозможна закупка у единственного поставщика
17 сентября 2021 г.

Еще      Все новости
 Популярное

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 51679
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 21837
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 21691
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 19676
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 19572
 Обзоры

 Анонcы

Forbes Legal Forum
24 сентября 2021 г. в Москве Forbes Congress проведет ежегодную юридическую конференцию Forbes Legal Forum.
Полный текст
VII Евразийский антимонопольный форум
7–8 октября 2021 г. в Алматы пройдет VII Евразийский антимонопольный форум, организованный Агентством Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции и Центром развития и защиты конкурентной политики.
Полный текст
VIII International Compliance Case Forum
21–22 октября 2021 г. в Москве пройдет VIII International Compliance Case Forum 2021. В рамках форума состоится награждение лауреатов бизнес-премии Russian Comliance Award.
Полный текст
7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2021»
18–19 ноября 2021 г. компания «Диалог Менеджмент Партнерс» проведет 7-ю практическую конференцию «Управление юридическими рисками: статус 2021». Формат комбинированный: очный в Москве и онлайн.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Президиум ФАС России разъяснил вопросы,...
Президиум ФАС России разъяснил вопросы, касающиеся системы антимонопольного комплаенса


Антимонопольное ведомство опубликовало Разъяснение Президиума ФАС России от 02.07.2021 № 20 «О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».

В обсуждении документа участвовали Ассоциация «Некоммерческое партнерство „Объединение корпоративных юристов“», Ассоциация антимонопольных экспертов, Ассоциация комплаенс-менеджеров, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия».

В разъяснении шесть разделов:

  • «Термины и определения»;
  • «Область применения разъяснений»;
  • «Общие положения об организации антимонопольного комплаенса»;
  • «Стимулы для организации антимонопольного комплаенса»;
  • «Порядок установления ФАС России соответствия внутренних актов об антимонопольном комплаенсе требованиям антимонопольного законодательства» (наиболее объемный блок);
  • «Реализация отдельных полномочий ФАС России».

Отмечено, что цель документа – оказать содействие хозсубъектам в организации эффективного антимонопольного комплаенса. При этом антимонопольный комплаенс конкретного хозсубъекта может учитывать особенности его внутренней структуры, количество работников, отрасль экономики, в которой он ведет деятельность, и иные параметры.

Неприменение рекомендаций регулятора (полностью или частично) в части, не касающейся требований ст. 9.1 Закона о защите конкуренции («Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства»), не исключает соответствия внутреннего акта (актов) хозсубъекта об антимонопольном комплаенсе Закону о защите конкуренции, а также эффективности такой системы.

Особенно подчеркивается, что организация антимонопольного комплаенса – право хозсубъекта, решение о его организации хозсубъект принимает исключительно добровольно.

При организации антимонопольного комплаенса рекомендуется руководствоваться тремя принципами:

  • заинтересованность руководства в эффективности функционирования системы, а также вовлеченность работников в реализацию положений внутреннего акта об антимонопольном комплаенсе;
  • регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
  • непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса, постоянное совершенствование и повышение его эффективности.

В качестве стимулов для организации хозсубъектом антимонопольного комплаенса названы:

  • снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства и, как следствие, риска наступления негативных последствий: взыскания штрафов, убытков, причинения вреда репутации, расходов на юридические услуги, признания недействительными сделок, привлечения должностных лиц к административной или уголовной ответственности;
  • увеличение длительности периодов между проведением ФАС России плановых проверок хозсубъектов с трех до пяти лет или непроведение таких проверок (см. Постановление Правительства РФ от 01.03.2018 № 213, которым бизнес распределен по категориям риска для определения частоты проверок ведомства);
  • самостоятельное выявление нарушения позволяет хозсубъекту добровольно сообщить ФАС России о заключении им соглашения (об осуществлении согласованных действий), недопустимого по антимонопольному законодательству, что является основанием для освобождения от ответственности или наложения штрафа в минимальном размере за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1–4, 6 и 7 ст. 14.32 КоАП РФ, при выполнении условий ст. 14.32 КоАП РФ.

В документе также изложены:

  • порядок направления внутреннего акта (актов) об антимонопольном комплаенсе в ФАС России;
  • требования к такому акту (актам);
  • порядок рассмотрения такого акта (актов) ФАС России;
  • рекомендации по организации антимонопольного комплаенса (в их числе методические материалы; размещение информации в Интернете; распространение внутреннего акта (актов) на группу лиц хозсубъекта; рекомендации о порядке проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с ведением хозсубъектом деятельности; рекомендации по мерам снижения хозсубъектом рисков антимонопольных нарушений, связанных с осуществлением деятельности; меры по контролю за функционированием системы; порядок ознакомления работников хозсубъекта с внутренним актом (актами) об антимонопольном комплаенсе; рекомендации по определению должностного лица, ответственного за функционирование системы).

Регулятор подчеркивает, что организация антимонопольного комплаенса не может являться действием, обязательным для исполнения по предписанию, выдаваемому ФАС России. Но при рассмотрении ходатайства в рамках госконтроля за экономической концентрацией до принятия ведомством решения лица, подавшие ходатайство, вправе представить информацию о намерении добровольно принять на себя обязательства об осуществлении ими действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об организации системы антимонопольного комплаенса. Исполнение таких обязательств может быть частью предписания ФАС России, выдаваемого по результатам рассмотрения сделки или иного действия.

В заключительной части документа указано, что в случае выдачи ФАС России заключения о соответствии антимонопольному законодательству внутреннего акта (актов) хозсубъекта об антимонопольном комплаенсе или его проекта (их проектов) этот хозсубъект не может быть признан нарушившим антимонопольное законодательство, если он действовал в соответствии с согласованными правилами антимонопольного комплаенса.

В то же время отсутствие такого внутреннего акта и положительного заключения ФАС России по нему не исключают права хозсубъекта при рассмотрении дела представлять доказательства принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению антимонопольного законодательства.

Читайте также:


16 июля 2021 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







АРХИВ ВЫПУСКОВ



 Опрос

Следует ли закрепить в КоАП РФ в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность хозсубъекта, функционирование системы антимонопольного комплаенса?

  
  
      





 



+7 (495) 211 00 33
125047, г. Москва, ул. 3-я Тверская-Ямская,
д. 39, стр. 1
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.