Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2021 г.
Интернет – один из наиболее востребованных источников информации, а также благоприятная среда для сотрудничества и взаимодействия людей независимо от того, где они находятся географически. Но на фоне стремительного развития Сети все острее становится вопрос о правовом регулировании общественных отношений в ней, в том числе в сфере распространения рекламы. На реализацию этой государственной функции направлен Федеральный закон от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“», которым, в частности, вводится система учета интернет-рекламы.
Внедрение единой информационной системы учета рекламы в Интернете (далее – ЕИС УРИ) регулирует новая статья Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» – 18.1, которая вступает в силу с 1 сентября 2022 г.
Одна из целей разработки этого механизма – борьба с серым рынком, а именно обеспечение возможности отслеживать размещаемую в Интернете рекламу, автоматизировать процессы сбора, учета, хранения и обработки данных о такой рекламе.
Доступ к ЕИС УРИ будет у участников рекламных правоотношений (в части, касающейся непосредственно их прав и обязанностей), а также у антимонопольного органа и налоговой службы. Предполагается дальнейшая интеграция этой системы с другими информационными системами, с тем чтобы получать достоверные и актуальные сведения, осуществлять контроль за правильностью, полнотой и своевременностью их размещения. Данные в ЕИС УРИ будут храниться не менее пяти лет и подлежать защите в соответствии с законодательством о коммерческой тайне.
Планируется включать в новую систему большой объем информации: о размещенной в Интернете рекламе, рекламодателях и рекламораспространителях, операторах рекламных систем, рекламных посредниках. Предусмотрено, что сведения в отношении социальной рекламы в ЕИС УРИ не попадут.
Таким образом, на рекламодателей и рекламораспространителей, операторов рекламных систем, а также на рекламных посредников возлагается обязанность самостоятельно или через операторов рекламных данных отчитываться и предоставлять в единую систему соответствующую информацию.
Формировать и вести ЕИС УРИ поручено Роскомнадзору. Ведомство создаст комиссию для отбора операторов рекламных данных. Порядок ее деятельности, состав и критерии отбора определит Правительство РФ.
По нашему мнению, появление единой базы интернет-рекламы вызовет как положительные, так и отрицательные последствия. Введение новых требований может привести к дополнительным затратам участников рекламных правоотношений и сокращению объема рекламы в Сети. Вместе с тем система позволит усилить контроль за недобросовестными практиками в сфере интернет-рекламы, повысить ее прозрачность.
Работа по внедрению ЕИС УРИ только начинается, и выводы о реальных результатах ее запуска, а также о ее воздействии на рынок и его участников можно будет сделать только спустя некоторое время. Однако уже сейчас не вызывает сомнений тот факт, что сделан большой шаг на пути к установлению повышенного контроля за рекламой в Интернете.
Цифра недели
85%
картельных сговоров выявляется на госзакупках