|
Елена Соколовская,
главный
эксперт журнала «Конкуренция и право»
|
В условиях
сложной эпидемиологической ситуации правительства стараются смягчить последствия
кризиса. Для этого они разрабатывают горизонтальные схемы государственной
поддержки бизнес-сектора, серьезно пострадавшего из-за резкого падения
экономической активности, снижения потребительского спроса и уровня
доходов. В первую очередь это касается таких сфер, как туризм, авиаперевозки,
гостиничный бизнес, общественное питание, розничная торговля, бытовые услуги,
спорт, культура и развлечения. Разные страны и наднациональные союзы
ищут баланс между тем, чтобы, с одной стороны, помочь компаниям,
а с другой – не только сохранить конкуренцию, но и обеспечить
ее дальнейшее развитие.
19 марта
2020 г. Еврокомиссия утвердила программу «Временные рамки государственной
помощи предприятиям», которая призвана поддержать ликвидность бизнеса в условиях
экономического кризиса, вызванного вспышкой COVID-19 (Temporary Framework to support the economy in the context of the coronavirus outbreak, OJ C 91I, 20.03.2020).
Антикризисные меры
направлены на значительное увеличение объемов финансирования или снижение
финансового обременения. Для этого предлагается широкий набор специальных инструментов,
которые государства-члены могут использовать во взаимодействии с Евросоюзом.
Изначально
программа предусматривала следующие дополнительные меры господдержки:
- прямые
гранты, налоговые льготы и возврат авансовых платежей;
- государственные
гарантии и субсидирование процентных ставок по кредитам компаний;
- иные
гарантии и займы, а также краткосрочное страхование экспортных
кредитов.
При этом
члены ЕС должны уведомлять Еврокомиссию о своем намерении поддержать тот
или иной сектор бизнеса, чтобы позднее можно было оценить предлагаемые меры на предмет
их соответствия определенным критериям.
Возможность
участия в программе ограничена. Комиссия учитывает, является ли государственная
помощь необходимой, надлежащей и соразмерной для устранения вызванных
пандемией отрицательных экономических последствий. Кроме того, для получения
поддержки бизнес должен быть эффективным, а главное – жизнеспособным.
На нее не могут претендовать предприятия, которые уже испытывали
финансовые трудности на 31 декабря 2019 г., то есть до кризиса.
Схемы
госпомощи для разных стран-инициаторов утверждаются на основании ст. 107 (2) (b) Договора о функционировании
Европейского союза. В этой статье установлены границы правомерности
предоставления господдержки и порядок контроля за исполнением правил.
«Временные
рамки государственной помощи» позволили государствам – членам ЕС, поддерживающим
экономику во время кризиса COVID-19, проявлять гибкость в соблюдении
антимонопольных правил. Тем не менее предложенные меры не должны
нарушать или создавать угрозу нарушения конкуренции путем предоставления
преимуществ получателям госпомощи. Сильный перекос в сторону
субсидирования конкретных отраслей в ущерб другим может привести к неблагоприятному
климату на конкурентных рынках. Несмотря на исключительный характер
обстоятельств, связанных с пандемией, остается риск, что какие-то
представители бизнеса злоупотребят мерами господдержки.
На сегодня Еврокомиссия приняла более 120 решений, рассмотрев предложения
различных схем госпомощи. Например,
Италия разработала специальную программу по увеличению производства и поставки медицинских изделий и средств
индивидуальной защиты. В Португалии для малых
и средних предприятий в туриндустрии, ресторанном бизнесе, добывающей
и обрабатывающей промышленности схемы господдержки должны ограничить риски,
связанные с выдачей операционных кредитов пострадавшим компаниям. Одобрены
планы Германии по всесторонней
поддержке бизнеса: от создания кредитных программ, покрывающих до 90%
риска по кредитам для компаний всех размеров до увеличения инвестиций в производственные мощности и расширение
инфраструктуры вокруг разработки лекарственных препаратов.
Позже разработанная
Еврокомиссией программа была дополнена поправками в том, что касалось
помощи в ускорении связанных с COVID-19 исследований, дополнительной поддержки
микро- и малых предприятий, предоставления
рекапитализации и субординированного долга нуждающимся компаниям, а также
иных мер, направленных на сохранение
непрерывности экономической деятельности как во время, так и после
нынешнего кризиса. Изменения рассчитаны уже на более долгосрочный период и главным
образом нацелены на то, чтобы расширить периметр для борьбы с последствиями
экономической стагнации.
Россия
и ЕАЭС тоже не остались в стороне от поддержки бизнеса.
В РФ
разработан собственный пакет антикризисных мер. Финансовая помощь компаниям не только положительно повлияет на их
конкурентоспособность, но и в целом обеспечит устойчивое
развитие конкуренции, нивелируя экономические
последствия пандемии.
ЕАЭС предложил
меры, которые должны облегчить ведение
внешнеторговой деятельности, поддержать макроэкономическую стабильность и создать
условия для дальнейшего экономического роста. Но поддержка
предусмотрена в гораздо меньшем объеме, чем в ЕС.
После мирового
финансового кризиса 2008 г. впервые проводится настолько широкомасштабная
политика вмешательства в экономику в форме госпомощи. И стоит
отметить, что эффективными инструментами в этом отношении стали хорошо
продуманное поддержание ликвидности бизнеса в совокупности с программами
субсидирования занятости.