
Минтруд России опубликовал Методические рекомендации по выявлению личной заинтересованности при закупках в соответствии с законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Задача документа – организация в компаниях работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Напомним, что на законодательном уровне установлено требование об обеспечении отсутствия конфликта интересов между участником закупки и заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Последствия несоблюдения этого требования участниками закупки достаточно серьезны.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016), государственный (муниципальный) контракт, заключенный при наличии конфликта интересов между победителем торгов и заказчиком, ничтожен.
Кроме того, все организации, независимо от формы собственности, обязаны разрабатывать и принимать меры противодействия коррупции (ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). В их число входят меры, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
В рассматриваемых Методических рекомендациях предложен алгоритм организации работы, направленной на выявление личной заинтересованности работников при осуществлении закупок. Предусмотрено, что деятельность подразделений компании по профилактике коррупционных и иных правонарушений в зависимости от условий осуществления возложенных на них функций может быть разделена на общие профилактические и аналитические мероприятия.
К профилактическим относятся мероприятия, направленные:
Аналитическая работа предполагает:
Комплексное проведение перечисленных мероприятий должно положительно повлиять на снижение количества коррупционных правонарушений в сфере закупок, а также снизить риски привлечения организации и ее должностных лиц к ответственности за коррупционные проявления.
Методические рекомендации ориентированы на работников (служащих) на стороне закупщика, для которых законодательство предусматривает ответственность за несоблюдение антикоррупционных правил (в частности, увольнение на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ).
В то же время для компаний-поставщиков трудовое законодательство (за исключением ряда случаев) не предусматривает оснований для применения к работникам дисциплинарных мер за нарушение антикоррупционного регулирования. На практике это означает, что работник поставщика, допустивший нарушение законодательства о закупках и создавший для компании существенные риски, зачастую не может быть ни уволен, ни даже подвергнут дисциплинарному взысканию в форме выговора.
Чтобы наделить работодателя инструментами дисциплинарного воздействия на сотрудников, рекомендуем: