О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Андрей Цыганов рассказал о вопросах регулирования иностранных инвестиций в стратегические компании РФ
04 декабря 2020 г.

АО «АБЗ-Дорстрой» отстояло свое исключительное право на название
04 декабря 2020 г.

Федеральное казначейство предлагает перевести работу с единственными поставщиками по госзакупкам в электронный вид
04 декабря 2020 г.

Анонс: 17 декабря состоится заседание Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции на рынках алкогольной продукции
04 декабря 2020 г.

ФАС России оштрафовала компании «Яндекс» и Google LLC
04 декабря 2020 г.

«Орелоблэнерго» ограничило конкуренцию на рынках предоставления услуг связи
04 декабря 2020 г.

Правительство Республики Хакасия получило антимонопольное предупреждение
04 декабря 2020 г.

«Химсервис» и «Гиперторг» подозреваются в сговоре на торгах
04 декабря 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19890
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 17008
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 17007
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 38570
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 19118
 Обзоры




Главная /  Главные сюжеты /  О введении дополнительных квот на закупку...
О введении дополнительных квот на закупку продукции российского производства


Госдума приняла в первом чтении законопроекты о введении для российских производителей квот при закупках. Расскажем о ключевых нововведениях и возможных последствиях этой инициативы для рынка.

В условиях кризиса органы государственной власти разрабатывают протекционистские меры по изменению законодательного регулирования в сфере государственных и муниципальных закупок, а также закупок отдельными видами юридических лиц с целью ориентировать деятельность заказчиков на преимущественную закупку отечественной продукции на постоянной основе.

Правительство РФ внесло в Госдуму два законопроекта:

  • № 969960-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“»;
  • № 970027-7 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“».

23 июня 2020 г. оба проекта приняты в первом чтении.

UPD: законы подписаны, см. федеральные законы от 31.07.2020 № 249-ФЗ и № 250-ФЗ.

 

Изменения полномочий Правительства РФ в части установления квот на закупки

В целях обеспечения национальной безопасности Правительство РФ определяет от общего годового объема минимальную долю закупок государственными и муниципальными заказчиками товаров (работ, услуг) и заказчиками – юридическими лицами товаров, произведенных в государствах Евразийского экономического союза. Перечень товаров (работ, услуг), на которые будет распространяться норма о квотировании, также утверждает Правительство РФ.

Проекты правительственных нормативных правовых актов по порядку квотирования закупок российских товаров находятся в разработке. При подготовке постановлений учтены возможности российской промышленности и особенности каждой отрасли. По словам представителей Минэкономразвития России, отраслевые квоты не должны приводить к завышению цен и поставкам товаров низкого качества.

Кроме того, предлагается установить обязательную долю закупок в сфере высокотехнологичных товаров, включая радиоэлектронную продукцию, программное обеспечение, а также продукцию машиностроения и здравоохранения, поскольку стимулирование данных отраслей повышает технологическую устойчивость экономики в целом.

Положения законопроектов направлены на поддержку российских товаропроизводителей, в том числе в рамках диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской продукции.

Поправки к законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ аналогичным образом предусматривают полномочия Правительства РФ по определению:

  • требования к содержанию и форме отчета о выполнении заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в Единой информационной системе;
  • требования к содержанию обоснования невозможности выполнения заказчиком минимальной доли закупок, а также порядок его подготовки и размещения в ЕИС;
  • уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оценку выполнения заказчиком минимальной доли закупок.

Кроме того, законопроект к Закону № 44-ФЗ включает в перечень полномочий кабмина возможность определения:

  • порядка использования ЕИС для оценки выполнения государственным и муниципальным заказчиком минимальной доли закупок;
  • случаев, порядка и последствий проведения оценки выполнения заказчиком минимальной доли закупок, а также показателей оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок.

 

Порядок и особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок

Законопроект к Закону № 44-ФЗ устанавливает порядок выполнения государственными и муниципальными заказчиками минимальной доли закупок и особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги на основе указанных характеристик товара, произведенного в государстве ЕАЭС.

Этот же законопроект вводит статью об особенностях осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок. Для выполнения обязанности по осуществлению закупки товаров с учетом соответствующих требований Правительства РФ заказчик устанавливает:

  • ограничение в отношении товара (работы, услуги), иностранных государств (за исключением государств ЕАЭС) в извещении об осуществлении закупки, в документации о закупке, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
  • в контракте обязанность поставщика поставить товар (работу, услугу), произведенный в государстве ЕАЭС, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с предусмотренными ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ случаями.

Если на участие в закупке не будет подано ни одной заявки с товарами (работами, услугами) от государств ЕАЭС, заказчик обязан будет признать ее несостоявшейся, а также при необходимости внести изменения в план-график и осуществить повторное определение поставщика либо новую закупку.

Закупать иностранные товары и услуги можно будет только в том случае, если по итогам продления срока подачи заявок на участие в закупке опять не будет подано заявок с российскими товарами и услугами.

По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок товаров и до 1 апреля года, следующего за отчетным, разместить такой отчет в ЕИС. Если по итогам года объем закупок товаров (работ, услуг) от государств ЕАЭС не соответствует минимальной доле закупок, заказчик обязан вместе с отчетом разместить в ЕИС обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок.

Соответственно, заказчик должен будет ежегодно выполнять установленную для него минимальную долю закупок. В случае невыполнения заказчиком этого требования он должен будет отчитываться о причинах его невыполнения.

Предложенные поправки повлекут удлинение процедуры осуществления закупок и усложнение процедуры закупки товаров иностранного производства. Как иностранным, так и российским участникам рынка следует учитывать это при планировании деятельности на территории РФ.

 

Рекомендации

1. Следите за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка.

2. Учитывайте потенциальные изменения в регулировании при участии в закупочных процедурах, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика, во избежание нарушения антимонопольного законодательства.

3. Оценивайте коммерческие решения компании, касающиеся достижения заказчиком минимальной доли закупок, на предмет их экономической обоснованности и соответствия законодательству.

4. Обратите повышенное внимание на выстраивание коммерческих отношений с российскими и иностранными поставщиками при осуществлении закупок.

5. Рассмотрите возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.

Антимонопольная практика «Пепеляев Групп»


06 июля 2020 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











№ 4, 2020 (июль-август)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?

  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.