О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Апелляция сочла законным штраф для «Ленэнерго» за отказ изменить точку присоединения
04 июня 2020 г.

Обнаружены признаки сговора на рынке поставок угля
04 июня 2020 г.

В Санкт-Петербурге возбуждены антимонопольное и уголовное дела о сговоре на торгах по организации праздничных мероприятий
04 июня 2020 г.

Анатолий Голомолзин: в условиях пандемии сотрудничество конкурентных ведомств особенно важно
04 июня 2020 г.

Анонс: 24 июля состоится X конференция ОКЮР и КС РФ «Стандарт доказывания»
04 июня 2020 г.

ФАС России обобщила судебную практику по антимонопольным спорам за 2019 г.
04 июня 2020 г.

Поставщиков могут обязать сообщать заказчикам о соисполнителях по госконтрактам в рамках нацпроектов
04 июня 2020 г.

Правительство РФ рассмотрит законопроект о квотах на закупку госзаказчиками и госкомпаниями российской продукции
04 июня 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 18810
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 15281
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 15043
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 31665
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 17688
 Обзоры

 Анонcы

XVI Юридический форум России
11 сентября 2020 г. состоится XVI Юридический форум России. Организатор – газета «Ведомости».
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Допустимая неконкуренция
Допустимая неконкуренция


Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

Стороны соглашения, включая в него условие о неконкуренции друг с другом, как правило, стремятся не допустить, чтобы у одной из них было преимущество. Но этот, по сути, антимонопольный инструмент может применяться и недобросовестно, например с целью заключения картеля. В Российской Федерации законодательное регулирование нон-компитов пока недостаточно определенное, поэтому есть смысл обратиться к опыту Евросоюза, а прежде чем использовать такой инструмент – за оценкой ФАС России.


Условие о неконкуренции, или нон-компит (non-compete), – это добровольный отказ участников сделки от конкуренции на конкретном товарном рынке. Нон-компиты могут встречаться как в виде самостоятельного соглашения, так и в качестве одной из его частей. Цель этого инструмента – защитить инвестиции и обеспечить их окупаемость. Практическая его значимость обусловлена преимущественным положением продавца после сделки: он знает специфику рынка и недостатки объекта продажи, сохраняет отраслевые связи и клиентуру и может этим воспользоваться, открывая новый аналогичный бизнес.

Антимонопольная оценка нон-компитов зависит от того, между какими хозсубъектами и для каких целей заключено соглашение о неконкуренции.

В Европейском союзе такая оценка проводится исходя из общих положений ст. 101 (3) Договора о функционировании ЕС. Они конкретизируются в следующих нормативно-правовых актах:

  • Guidelines on the applicability of Art. 101 of the TFEU to horizontal co-operation agreements применительно к горизонтальным соглашениям;
  • Commission Regulation on the application of Art. 101 (3) of the TFEU to categories of vertical agreements and concerted practices применительно к вертикальным соглашениям;
  • Commission Notice on restrictions directly related and necessary to concentrations применительно к сделкам по экономической концентрациии по созданию совместных предприятий1.

В российском антимонопольном регулировании в этой части пробелы, а оценивает нон-компиты ФАС России, когда рассматривает конкретные соглашения и сделки по экономической концентрации.

Можно выделить три случая использования этого инструмента.

1. Горизонтальные соглашения между конкурентами.

По общему правилу ФАС России запрещает нон-компиты между конкурентами и квалифицирует их как картель по ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон). Однако если условие о неконкуренции входит в состав соглашения о совместной деятельности, то по ч. 10 ст. 11 оно будет исключено из-под действия запретов этой статьи, если такое соглашение было заключено с предварительного согласия антимонопольного органа. Если же суммарная стоимость активов или выручка превышают пороги, установленные в п. 8 ч. 1 ст. 27 Закона, предварительное согласование с регулятором обязательно (например, Решение ФАС России от 07.11.2017 № АК/76988/17).

Помимо положений ст. 13 Закона о защите конкуренции при анализе соглашений о совместной деятельности применяются Разъяснения ФАС Россииот 08.08.2013, где установлены отдельные критерии для оценки допустимости нон-компитов. В том числе: 1) их соответствие целям совместной деятельности; 2) распространение действия этого инструмента только на затрагиваемый и смежные рынки; 3) обусловленность срока действия нон-компитов окупаемостью инвестиций; 4) отсутствие обмена информацией между участниками с целью поддержания картеля или согласованных действий. В Разъяснениях приводится открытый перечень примеров нон-компитов: условия об отказе от производства аналогичных товаров, от деятельности на определенной территории, от приобретения акций (долей) в конкурирующих обществах и др.

2. Вертикальные соглашения между хозсубъектами.

Квалифицируя использование условий о неконкуренции в вертикальных соглашениях, в первую очередь надо установить отсутствие конкуренции между сторонами сделки. Если это так, то подобные условия квалифицируются по ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции, пока не доказано иное. Пример вертикального нон-компита – запрет дистрибьюторам производить аналогичный товар или продавать аналогичные товары конкурентов. Оцениваются такие условия в зависимости от доли участников соглашения на рынке. А именно, если доля каждого из участников:

  • менее 20%, то по ч. 2 ст. 12 Закона любые нон-компиты будут считаться допустимыми;
  • от 20 до 35%, то допустимость условия о неконкуренции будет оцениваться по Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами»;
  • выше 35%, то допустимость нон-компита может быть доказана по положениям ч. 1 ст. 13 Закона.

3. Сделки по экономической концентрации.

Специальных правил по оценке нон-компитов в рамках сделок по экономконцентрации в российском антимонопольном праве нет. К таким случаям применимы только положения ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции, которые позволяют доказывать допустимость условий о неконкуренции, в том числе в указанных сделках. На наш взгляд, целесообразным будет обосновывать наличие нон-компитов их соответствием не только положениям ч. 1 ст. 13, но и критериям, установленным в Разъяснениях ФАС России, по аналогии, поскольку подход, схожий с заложенным в этом документе, также применяется в ЕС в отношении сделок по экономконцентрации.


Учитывая недостаточную определенность регулирования нон-компитов в антимонопольном праве РФ, прежде чем включать такое условие в соглашение, рекомендуется обратиться в ФАС России для признания его допустимым2.

________________

1 Все три акта см. на сайте eur-lex.europa.eu.

2 Например, с ФАС России было согласовано акционерное соглашение металлургического холдинга Evraz, содержащее условие о неконкуренции. URL: https://fas.gov.ru.


13 апреля 2020 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











№ 1, 2020 (январь-февраль)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?