О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

Искусственный интеллект облегчит процесс закупок
13 апреля 2021 г.

Анонс: 14 апреля состоится онлайн-брифинг директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексея Сушкевича о функционировании рынка такси
12 апреля 2021 г.

«Опора России» просит оставить рыбакам преимущество пользования рыболовными участками при проведении электронных торгов
12 апреля 2021 г.

Уточнены правила применения предельных отпускных цен на жизненно важные лекарства
12 апреля 2021 г.

Суд утвердил штраф ФАС России для «Нижнекамскнефтехима» на 1,29 млрд руб.
09 апреля 2021 г.

Анонс: 15–16 апреля в Сочи пройдет семинар «Стратегические цели развития тарифного регулирования»
09 апреля 2021 г.

HeadHunter не смог обжаловать решение о нарушении Закона о защите конкуренции
09 апреля 2021 г.

Суд отменил предупреждение УФАС и разрешил уфимскому застройщику построить дом у озера
09 апреля 2021 г.

Еще      Все новости
Анонс: 14 апреля состоится онлайн-брифинг директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексея Сушкевича о функционировании рынка такси
12 апреля 2021 г.

Анонс: 13 апреля в ЕЭК обсудят формирование общих условий функционирования рынка такси
08 апреля 2021 г.

Австрийская фармкомпания и конкурентное ведомство страны достигли соглашения по делу о злоупотреблении доминирующим положением
07 апреля 2021 г.

ЕЭК подозревает агрегаторов такси в нарушении общих правил конкуренции
07 апреля 2021 г.

Минюст США выдвинул требования к сделке на рынке сбора и утилизации отходов
01 апреля 2021 г.

ЕЭК приступила к разработке кодекса добросовестных практик для торговых сетей
01 апреля 2021 г.

Против PolishAgri возбуждено дело о злоупотреблении превосходящей переговорной силой
31 марта 2021 г.

Американскую компанию обвиняют в сговоре на рынке труда в сфере здравоохранения
31 марта 2021 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 44350
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 20718
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 20104
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 18243
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 18227
 Обзоры

 Анонcы

Петербургский международный юридический форум 9 ¾
18–22 мая 2021 г. в онлайн-формате пройдет Петербургский международный юридический форум 9 ¾.
Полный текст
X конференция «Комплаенс-менеджер: профессия и предназначение»
27 мая 2021 г. в Москве состоится X конференция «Комплаенс-менеджер: профессия и предназначение», в рамках которой будут награждены лауреаты премии «Комплаенс-2020».
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  О стандартах доказывания
О стандартах доказывания


Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»
Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 4, 2019 г.

Тринадцать лет назад одновременно со вступлением в силу Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» был введен институт коллективного доминирования. Его цель – решать проблемы, возникающие на олигополистических рынках. Сегодня в РФ он применяется шире, чем в ЕС, где используется для перспективного анализа при оценке сделок экономической концентрации. А на родине антитраста, в США, такого механизма и вовсе нет. Изучение российской практики ставит под сомнение применяемую модель этого института.

Для олигополистических рынков характерны низкий уровень конкуренции между небольшим количеством участников и их взаимозависимость при построении стратегии рыночного поведения. Это приводит к формированию более высоких цен на товары по сравнению с обычной конкурентной средой.

До введения концепции коллективного доминирования основная проблема заключалась в том, что традиционные запреты на злоупотребление индивидуальным доминирующим положением, картельные соглашения и согласованные действия не позволяли регулятору в полной мере воздействовать на участников олигополистических рынков.

Зачастую доли игроков таких рынков были недостаточны для того, чтобы установить индивидуальное доминирование, и, следовательно, антиконкурентные действия невозможно было квалифицировать как злоупотребление каждого участника своим положением.

Впервые в России эта концепция нашла применение в 2008 г. в деле ОАО «ТНК-ВР Холдинг». ФАС России установила коллективное доминирующее положение нескольких крупнейших нефтяных компаний и признала их виновными в установлении монопольно высоких цен. Однако регулятор при этом исходил только из количественного критерия и не исследовал качественные характеристики рынка.

В последующей практике ФАС России и суды придерживались такого однобокого подхода по другим подобным делам.

Также концепция коллективного доминирования зачастую применяется для признания индивидуальных действий одной компании как злоупотребления коллективным доминирующим положением, что противоречит экономическому смыслу рассматриваемого института. Действия субъектов коллективного доминирования должны быть совершены совместно по отношению к конкурентам для вменения этого нарушения. У отдельно взятой компании нет возможности самостоятельно оказывать решающее влияние на состояние конкуренции: ее доля не позволяет злоупотребить положением на рынке.

В конце 2018 г. появилось Разъяснение № 15 «О привлечении к ответственности за злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов, признанных коллективно доминирующими» (утв. Президиумом ФАС России 24.10.2018). Этот документ должен помочь решить некоторые практические проблемы концепции коллективного доминирования.

В частности, Разъяснение обязывает антимонопольное ведомство и его территориальные управления исследовать и использовать не только количественные, но и качественные критерии рассматриваемого товарного рынка, а также проводить его анализ в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

На наш взгляд, использование такой модели института коллективного доминирования в российской практике привело к снижению стандартов доказывания иных нарушений (картелей и согласованных действий). Это ставит под сомнение целесообразность ее существования.


29 июля 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











 Опрос

Какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?

  
  
  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.