О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

ФАС России предлагает скорректировать госрегулирование цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу
29 мая 2020 г.

Минтранс Ростовской области и власти Ростова-на-Дону подозреваются в нарушениях при закупке на реконструкцию моста за 2,2 млрд руб.
29 мая 2020 г.

ВС РФ решал, кто должен вносить задаток на аукционе
29 мая 2020 г.

Анонс: 16 июня пройдет вебинар «Практика применения квалификации участника как отборочных требований или критериев оценки при закупках по Закону № 223-ФЗ»
29 мая 2020 г.

Рослесхоз получил антимонопольное предупреждение из-за создания дискриминационных условий на рынке пожарной техники
29 мая 2020 г.

Решение ФАС России о сговоре при строительстве нового терминала в аэропорту Иркутска признано законным
29 мая 2020 г.

ВС РФ: «Уральские авиалинии» нарушили закон в рекламе ЧМ-2018
29 мая 2020 г.

Анонс: 10 июня эксперты обсудят поправки ФАС России к Закону № 223-ФЗ
29 мая 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 18789
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 15244
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 15011
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 31473
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 17647
 Обзоры

 Анонcы

XVI Юридический форум России
25–26 июня 2020 г. состоится XVI Юридический форум России. Организатор – газета «Ведомости».
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Опубликованы Рекомендации о практиках в сфере...
Опубликованы Рекомендации о практиках в сфере использования информационных технологий в торговле


На сайте антимонопольной службы размещены Рекомендации экспертных советов при ФАС России по развитию конкуренции в области информационных технологий и в сфере розничной торговли «О практиках в сфере использования информационных технологий в торговле, в том числе связанных с использованием ценовых алгоритмов». Документ одобрили Президиум ФАС России и Методический совет ведомства.

Документ разработан рабочей группой Объединения корпоративных юристов и ФАС России.

Регулятор отмечает, что Рекомендации созданы для информирования участников рынка о допустимых и недопустимых практиках хозяйственной деятельности с использованием ценовых алгоритмов, а также средств мониторинга розничных цен, коммуникации хозсубъектов и онлайн-платформ.

В документе, в частности, подчеркнуто, что действия хозсубъектов, связанные с реализацией товаров с использованием Интернета, не могут быть изъяты из-под антимонопольного контроля, к ним применимы общие запреты, установленные Законом о защите конкуренции. При этом указано, что перечисленные в Рекомендациях практики не являются единственно допустимыми, хозсубъекты вправе совершать иные действия, не противоречащие требованиям Закона о защите конкуренции.

Также в Рекомендациях даются определения используемых в них терминов «программный продукт», «онлайн-платформа», «ценовой алгоритм», «дистрибьютор (дилер)», «конечный потребитель», «вендор», «реселлер» и др.

Далее в документе перечислены общие ограничения, установленные антимонопольным законодательством.

Основная часть Рекомендаций посвящена допустимым и недопустимым практикам вендоров, дистрибьюторов и реселлеров с применением информационных технологий, в том числе с использованием ценовых алгоритмов.

Уточняется, что при оценке практик, связанных с наличием у пользователя или использованием им информационных технологий при обмене информацией, заключении соглашений или совершении действий хозсубъектами, антимонопольному органу следует исходить из оценки того, есть ли в них признаки ограничения конкуренции или факты ограничения конкуренции в результате таких действий (бездействия), исполнения соглашения. Таким образом, оценке подлежит в первую очередь способ и цели использования пользователем информационных технологий, предоставление и/или использование которых при отсутствии признаков или фактов ограничения конкуренции должно признаваться допустимым. Факт наличия у пользователя того или иного программного обеспечения, или использования ценовых алгоритмов или онлайн-платформ сам по себе не должен рассматриваться в качестве признака нарушения.

В документе приводится перечень из семи допустимых практик, который не является исчерпывающим.

1. Осуществление вендором, дистрибьютором или реселлером мониторинга розничных цен, если такой мониторинг осуществляется в целях:

  • сравнения с ценами на конкурирующий товар для определения спроса и окупаемости затрат на реализацию товара;
  • сравнения с ценами на аналогичный товар, установленными конкурентами реселлера;
  • контроля за соблюдением установленного соглашением реселлера и вендора либо дистрибьютора условия о максимальной цене перепродажи товара;
  • соблюдения условий приобретаемых рекламных или маркетинговых услуг (в том числе для повышения спроса на товар, например с целью контроля за предоставлением минимальной скидки конечному потребителю);
  • в иных целях, не противоречащих требованиям Закона о защите конкуренции.

2. Осуществление вендором и/или дистрибьютором мониторинга соблюдения условий о максимальной цене перепродажи товаров (в том числе с использованием программных продуктов, онлайн-платформ или иных методов).

3. Осуществление вендором и/или дистрибьютором мониторинга соблюдения рекомендованного уровня цен на товары (в том числе с использованием программных продуктов, онлайн-платформ или иных методов).

Подчеркивается при этом, что рекомендация определенного уровня цен на товар и/или последующий мониторинг соблюдения рекомендации не должны приводить к установлению фиксированной или минимальной цены перепродажи, а равно к координации экономической деятельности лиц, осуществляющих перепродажу такого товара.

4. Разработка и реализация программных продуктов, оказание услуг по обеспечению доступа к онлайн-платформам, разработка ценовых алгоритмов.

5. Использование программных продуктов или онлайн-платформ для целей:

  • осуществления мониторингов конкурентной среды, в том числе цен;
  • определения собственной ценовой политики;
  • планирования коммерческой деятельности;
  • мониторинга соблюдения согласованных условий договоров, включая условия о максимальной цене перепродажи, условия согласованных рекламных и/или маркетинговых акций, указанных в п. 1 выше;
  • прогнозирования спроса и определения мер по его поддержанию;
  • иных целей, не противоречащих требованиям Закона о защите конкуренции.

6. Коммуникации по результатам проводимых мониторингов.

Уточняется, что такие коммуникации между участниками товаропроводящей цепи не должны опосредовать совершение действий, нарушающих запреты Закона о защите конкуренции.

7. Использование ценовых алгоритмов (в том числе конкурентами), за исключением случаев их применения для достижения целей, нарушающих ограничения, установленные Законом о защите конкуренции.

Конкурирующим хозсубъектам запрещается достигать соглашений, опосредующих взаимозависимое ценообразование, в том числе с применением ценовых алгоритмов, за исключением случаев, признаваемых допустимыми в соответствии с законодательством.

В документе перечисляются также практики вендоров, дистибьюторов и реселлеров с применением информационных технологий, в том числе с использованием ценовых алгоритмов, которые могут рассматриваться как недопустимые.

1. Установление и контроль за соблюдением минимальных или фиксированных розничных цен (в том числе посредством автоматизированных уведомлений о нарушении установленного уровня цен, наложения штрафов / иных санкций, установления ограничений к приобретению продукции или предоставления стимулов к поддержанию установленного уровня минимальных розничных цен).

2. Координация вендором третьих лиц с целью поддержания фиксированного или минимального уровня цен.

Подчеркивается, что недопустимо использование онлайн-платформ и/или программных продуктов в целях осуществления координации, которая влечет последствия, предусмотренные в ч. 1–3 ст. 11 Закона о защите конкуренции. При этом хозсубъекты вправе доказывать допустимость наступивших последствий в соответствии со ст. 12 и 13 Закона о защите конкуренции.

3. Установление запрета вендором к применению реселлерами скидок к розничной цене товаров или ограничение максимального размера скидок к розничной цене, которые может предоставить реселлер на соответствующий товар (в том числе путем установления штрафных санкций, ограничения поставки товаров, досрочного расторжения договора).

В зависимости от того, имеется ли между вендором и реселлерами «вертикальное» соглашение, такие практики могут быть квалифицированы как нарушение установленных запретов для «вертикальных» соглашений или незаконная координация. Соответственно, указывается в Рекомендациях, не исключена возможность признания этих практик допустимыми по основаниям, указанным в ст. 12 и 13 Закона о защите конкуренции.


21 марта 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











№ 1, 2020 (январь-февраль)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?