О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

ФАС России предлагает скорректировать госрегулирование цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу
29 мая 2020 г.

Минтранс Ростовской области и власти Ростова-на-Дону подозреваются в нарушениях при закупке на реконструкцию моста за 2,2 млрд руб.
29 мая 2020 г.

ВС РФ решал, кто должен вносить задаток на аукционе
29 мая 2020 г.

Анонс: 16 июня пройдет вебинар «Практика применения квалификации участника как отборочных требований или критериев оценки при закупках по Закону № 223-ФЗ»
29 мая 2020 г.

Рослесхоз получил антимонопольное предупреждение из-за создания дискриминационных условий на рынке пожарной техники
29 мая 2020 г.

Решение ФАС России о сговоре при строительстве нового терминала в аэропорту Иркутска признано законным
29 мая 2020 г.

ВС РФ: «Уральские авиалинии» нарушили закон в рекламе ЧМ-2018
29 мая 2020 г.

Анонс: 10 июня эксперты обсудят поправки ФАС России к Закону № 223-ФЗ
29 мая 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 18789
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 15244
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 15011
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 31477
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 17647
 Обзоры

 Анонcы

XVI Юридический форум России
25–26 июня 2020 г. состоится XVI Юридический форум России. Организатор – газета «Ведомости».
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Защита от «паразита»
Защита от «паразита»


Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»
Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 2, 2019 г.

В арсенале у антимонопольного ведомства появилось новое оружие, которое поможет бороться с так называемыми паразитическими товарами. Сотрудничество с экспертами из Ассоциации «НП „ОКЮР“» позволит более четко определить критерии такого нарушения, как смешение в форме копирования или имитации внешнего вида товара. В свою очередь участникам подобных дел придется тщательнее обосновывать свою позицию.

До недавних пор по делам о недобросовестной конкуренции путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью другого хозсубъекта, основными доказательствами, как правило, выступали социологические опросы и заключения независимых исследовательских организаций, представляемые в процесс участниками дела. По некоторым особо важным или неоднозначным спорам этот вопрос выносился на Экспертный совет по применению законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренции при ФАС России (далее – Экспертный совет)1, чтобы тот принял решение рекомендательного характера.

Но механизма получения мнения Экспертного совета оказалось недостаточно для того, чтобы выработать единообразный подход к выявлению нарушений по ч. 2 ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Возникла необходимость привлечь еще одно независимое мнение – ОКЮР2.

Теперь, рассматривая дела о копировании или имитации внешнего вида товаров, антимонопольное ведомство сможет запрашивать у специалистов ОКЮР экспертное заключение о наличии или отсутствии нарушений. Такое заключение будет использоваться как дополнительное доказательство.

Руководством для этой деятельности станут разработанные ОКЮР совместно с ФАС России Методические рекомендации по определению сходства элементов, индивидуализирующих товары, согласно ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции (далее – Рекомендации). Ассоциация обязуется организовать такой порядок выбора специалистов для подготовки заключений, чтобы обеспечить их беспристрастность и независимость от участвующих в деле лиц.

Рекомендации были разработаны в связи с увеличением числа товаров, копирующих или имитирующих внешний вид, упаковку, наименование или другие элементы, индивидуализирующие продукцию конкурента («паразитические» товары), а также из-за необходимости сформировать единообразный подход к выявлению нарушений по ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции. Основан этот документ на решениях высших судов и Суда по интеллектуальным правам, практике ФАС России, приказах Роспатента и составлен с учетом результатов крупных маркетинговых и социологических исследований.

Важно, что Рекомендации устанавливают единые правила определения сходства товаров до степени смешения и четкие критерии «паразитирования» по смыслу ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции. Основной метод выявления такого сходства – сравнение продукции в той или иной последовательности, обусловленной результатами исследований восприятия человеком объектов: сначала устанавливается цвет (цветовая гамма), затем форма и композиция, после – размещенные на товарах (их упаковке) изображения и символы, а в последнюю очередь тексты. При этом будут учитываться несколько признаков – каждый в отдельности и в различных сочетаниях: внешняя форма, наличие или отсутствие симметрии, смысловое значение, вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т. п.), сочетание цветов и тонов. Но общий вывод будет следовать не из сходства индивидуализирующих элементов товара, а из общего впечатления о нем.

Привлечение экспертов ОКЮР для подготовки заключений позволит ФАС России придать больше объективности и обоснованности решениям по спорам о наличии копирования и имитации внешнего вида товаров. В то же время участникам дела придется с бòльшим трудом отстаивать свою позицию: они будут не только доказывать представленные ими в процесс результаты экспертиз и социологических исследований, но и, возможно, противостоять выводам, сделанным в заключениях.

Существующая судебная практика по подобным делам не унифицирована, и принятые методрекомендации, которыми ФАС России, скорее всего, станет руководствоваться в своих решениях, – это большой шаг вперед. Надеемся, что новый инструмент поможет сформировать единообразный подход к выявлению нарушений и уменьшит число «паразитических» товаров.


___________________

1 Состав Экспертного совета формируется из специалистов антимонопольного органа, представителей иных федеральных органов исполнительной власти, представителей ассоциаций и общественных объединений, научных организаций и специалистов в отдельных областях знаний.

2 В конце февраля 2019 г. антимонопольное ведомство заключило Дополнительное соглашение к Соглашению о взаимодействии ФАС России и Ассоциации «Некоммерческое партнерство „Объединение корпоративных юристов“» о возможности привлечения последней в качестве эксперта при рассмотрении дел по ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции (смешение в форме копирования или имитации внешнего вида товара).


01 апреля 2019 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











№ 1, 2020 (январь-февраль)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?