Но механизма получения мнения Экспертного совета оказалось недостаточно для того, чтобы выработать единообразный подход к выявлению нарушений по ч. 2 ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Возникла необходимость привлечь еще одно независимое мнение – ОКЮР2.
Теперь, рассматривая дела о копировании или имитации внешнего вида товаров, антимонопольное ведомство сможет запрашивать у специалистов ОКЮР экспертное заключение о наличии или отсутствии нарушений. Такое заключение будет использоваться как дополнительное доказательство.
Руководством для этой деятельности станут разработанные ОКЮР совместно с ФАС России Методические рекомендации по определению сходства элементов, индивидуализирующих товары, согласно ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции (далее – Рекомендации). Ассоциация обязуется организовать такой порядок выбора специалистов для подготовки заключений, чтобы обеспечить их беспристрастность и независимость от участвующих в деле лиц.
Рекомендации были разработаны в связи с увеличением числа товаров, копирующих или имитирующих внешний вид, упаковку, наименование или другие элементы, индивидуализирующие продукцию конкурента («паразитические» товары), а также из-за необходимости сформировать единообразный подход к выявлению нарушений по ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции. Основан этот документ на решениях высших судов и Суда по интеллектуальным правам, практике ФАС России, приказах Роспатента и составлен с учетом результатов крупных маркетинговых и социологических исследований.
Важно, что Рекомендации устанавливают единые правила определения сходства товаров до степени смешения и четкие критерии «паразитирования» по смыслу ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции. Основной метод выявления такого сходства – сравнение продукции в той или иной последовательности, обусловленной результатами исследований восприятия человеком объектов: сначала устанавливается цвет (цветовая гамма), затем форма и композиция, после – размещенные на товарах (их упаковке) изображения и символы, а в последнюю очередь тексты. При этом будут учитываться несколько признаков – каждый в отдельности и в различных сочетаниях: внешняя форма, наличие или отсутствие симметрии, смысловое значение, вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т. п.), сочетание цветов и тонов. Но общий вывод будет следовать не из сходства индивидуализирующих элементов товара, а из общего впечатления о нем.
Привлечение экспертов ОКЮР для подготовки заключений позволит ФАС России придать больше объективности и обоснованности решениям по спорам о наличии копирования и имитации внешнего вида товаров. В то же время участникам дела придется с бòльшим трудом отстаивать свою позицию: они будут не только доказывать представленные ими в процесс результаты экспертиз и социологических исследований, но и, возможно, противостоять выводам, сделанным в заключениях.
Существующая судебная практика по подобным делам не унифицирована, и принятые методрекомендации, которыми ФАС России, скорее всего, станет руководствоваться в своих решениях, – это большой шаг вперед. Надеемся, что новый инструмент поможет сформировать единообразный подход к выявлению нарушений и уменьшит число «паразитических» товаров.
___________________
1 Состав Экспертного совета формируется из специалистов антимонопольного органа, представителей иных федеральных органов исполнительной власти, представителей ассоциаций и общественных объединений, научных организаций и специалистов в отдельных областях знаний.
2 В конце февраля 2019 г. антимонопольное ведомство заключило Дополнительное соглашение к Соглашению о взаимодействии ФАС России и Ассоциации «Некоммерческое партнерство „Объединение корпоративных юристов“» о возможности привлечения последней в качестве эксперта при рассмотрении дел по ч. 2 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции (смешение в форме копирования или имитации внешнего вида товара).
Главная цифра
1-е
чтение прошел законопроект об унификации торгов