О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

ФАС России предлагает скорректировать госрегулирование цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу
29 мая 2020 г.

Минтранс Ростовской области и власти Ростова-на-Дону подозреваются в нарушениях при закупке на реконструкцию моста за 2,2 млрд руб.
29 мая 2020 г.

ВС РФ решал, кто должен вносить задаток на аукционе
29 мая 2020 г.

Анонс: 16 июня пройдет вебинар «Практика применения квалификации участника как отборочных требований или критериев оценки при закупках по Закону № 223-ФЗ»
29 мая 2020 г.

Рослесхоз получил антимонопольное предупреждение из-за создания дискриминационных условий на рынке пожарной техники
29 мая 2020 г.

Решение ФАС России о сговоре при строительстве нового терминала в аэропорту Иркутска признано законным
29 мая 2020 г.

ВС РФ: «Уральские авиалинии» нарушили закон в рекламе ЧМ-2018
29 мая 2020 г.

Анонс: 10 июня эксперты обсудят поправки ФАС России к Закону № 223-ФЗ
29 мая 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 18789
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 15244
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 15011
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 31482
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 17647
 Обзоры

 Анонcы

XVI Юридический форум России
25–26 июня 2020 г. состоится XVI Юридический форум России. Организатор – газета «Ведомости».
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Компетенция вне границ
Компетенция вне границ


Елена Соколовская,
главный эксперт журнала «Конкуренция и право»
Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 6, 2018 г.

Глобальный характер бизнес-процессов и потенциальная опасность антиконкурентных действий иностранных лиц на рынках ЕАЭС диктуют необходимость расширить полномочия ЕЭК. Целесообразно наделить Комиссию правом расследовать антимонопольные дела с участием компаний, которые зарегистрированы в странах, не входящих в Союз.


Договор о ЕАЭС (подписан в Астане 29.05.2014) определяет пределы контроля ЕЭК за соблюдением антимонопольных запретов и устанавливает общие принципы и правила конкуренции, с помощью которых выявляются и пресекаются правонарушения, как совершенные на территориях стран-членов, так и отрицательно влияющие на конкуренцию на трансграничных рынках (разд. XVIII, приложение № 19).

Согласно Критериям отнесения рынков к трансграничным таковым признается рынок, чьи географические границы охватывают территории двух и более стран — членов Союза (Критерии определены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 № 29). Для разных нарушений общих правил конкуренции — таких как злоупотребление доминирующим положением, недобросовестная конкуренция и заключение антиконкурентного соглашения — выделяются дополнительные условия. Это позволяет отнести рынок к трансграничным и вынести антимонопольное разбирательство на наднациональный уровень.

Возбуждать и рассматривать дела ЕЭК вправе по нескольким основаниям: (1) если сама Комиссия обнаружила признаки нарушения, а также по результатам рассмотрения заявлений (2) от физических или юридических лиц и (3) от уполномоченных органов стран — членов ЕАЭС в сфере защиты конкуренции.

Остается открытым вопрос о полномочиях ЕЭК в случаях, когда антиконкурентные действия совершили компании, зарегистрированные в странах, не входящих в ЕАЭС. Правоприменительная практика Комиссии еще не получила широкого распространения, но уже позволила обнаружить в этой сфере правовые проблемы.

Были выявлены случаи, когда действия таких компаний могли вызвать негативные последствия для конкуренции союзного рынка. Примеры подобных расследований ЕЭК уже есть, и Комиссия выносила рекомендации о приведении некоторых бизнес-практик иностранных лиц в соответствие с антимонопольными требованиями ЕАЭС. Фактически эти рекомендации имели обязательный характер. Между тем в условиях нынешнего правового регулирования у ЕЭК нет полномочий воздействовать на таких нарушителей, поскольку ее компетенция не выходит за географические границы Союза.

В российском антимонопольном законодательстве давно применяется принцип экстерриториальности: нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяются на соглашения и иные действия российских и иностранных лиц, совершенные вне РФ, которые оказывают влияние на состояние конкуренции в ней (ч. 2 ст. 3 Закона).

Представляется, что для подобных случаев и ЕЭК следует наделить полномочиями по проведению расследований и рассмотрению дел в отношении иностранных ответчиков, зарегистрированных за пределами ЕАЭС. Глобализация и интеграция бизнеса могут повлечь перенос антиконкурентных практик на трансграничные рынки Союза, а предоставление Комиссии более широких прав позволит выявлять и пресекать такие правонарушения.

Чтобы решить эту проблему, необходимо будет внести изменения в наднациональное конкурентное законодательство, в частности в Договор о ЕАЭС и Критерии отнесения рынка к трансграничным.


07 декабря 2018 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.











№ 1, 2020 (январь-февраль)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?