Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 6, 2018 г.
26 октября 2018 г. газета «Ведомости», Ассоциация антимонопольных экспертов при поддержке ФАС России провели X ежегодную конференцию «Антимонопольное регулирование в России». В рамках пленарной сессии руководитель ведомства Игорь Артемьев выступил с ключевым докладом и ответил на вопросы аудитории. Его взгляд на актуальные проблемы регулирования представлен в нашей подборке.
О запрете на создание унитарных предприятий на конкурентных рынках
Унитарные предприятия – это антиконкурентная организационно-правовая форма, которая как бы говорит: «Я обычный хозяйствующий субъект, я конкурирую с частниками, у меня должны быть правила, как у частников». Но при этом они получают субсидии и имущество из бюджета, преференции и привилегии и таким образом просто убивают конкурентный рынок. Если вы оглядитесь вокруг, то увидите, что у нас в стране вся система ЖКХ, половина системы транспортных услуг построены на деятельности таких предприятий.
Председатель Правительства РФ потребовал подготовить законопроект1 о запрете унитарных предприятий на конкурентных рынках. Его можно назвать революционным. Проект получил одобрение Президента РФ, предписавшего принять его в кратчайшие сроки.
Чтобы не было споров, мы предложили прописать, что сферы обороны и безопасности РФ табуируются и там могут быть ГУПы и МУПы. Но в открытом секторе экономики, конечно, ничего подобного не должно быть.
Замечу, такая форма – это наше, российское, советское изобретение. Вы нигде не найдете предприятий, которые работали бы по таким правилам: когда вы выходите играть в футбол, а оказывается, что играете в водное поло. Так можно утонуть, что и происходит с конкурентным рынком.
Об антимонопольном комплаенсе
![]()
Нам очень приятно, что Президент согласился включить в Указ2 о Нацплане развития конкуренции тему комплаенса. Мы вместе с Ассоциацией антимонопольных экспертов решили, и я убежден, что наличие постоянно поддерживаемой системы комплаенса должно быть одним из факторов, снижающих штраф для компаний, которые что-либо нарушили.
Но главное не в том, что штраф будет уменьшаться на одну восьмую. Главное, что наличие широко используемого комплаенса позволит квалифицировать, например, сговор двух начальников отделов сбыта компаний, работающих на одном рынке, просто как мошенничество физических лиц, а не двух компаний, находящихся в картельном сговоре. И в итоге эти физические лица должны отправляться в тюрьму, а вовсе не руководство компаний должно платить огромные штрафы. Это либерализация, но она обоснованная.
Об усилении тренда назначения единственных поставщиков
Мы сейчас сосредоточены на усложнении процедуры определения единственного поставщика, готовим соответствующий документ, Президент РФ дал на него согласие. Более того, вы знаете, что в Национальном плане говорится об этом ограничении.
Ежедневно мы пытаемся ликвидировать самые дикие случаи, когда единственным поставщиком назначается одна компания, а 20 или 30 компаний просто погибают, потому что только госзаказ мог их поддержать наплаву.
Я не вижу здесь какого-то быстрого изменения ситуации, потому что за последние 15 лет попытки дискредитировать законодательство о госзакупках имели определенный успех.
Руководители ведомств слышат о том, что госзакупки у нас устроены неправильно, что аукционы, конкурсы – это еще хуже и что из-за этого как раз не строятся вовремя школы, не открываются детские сады. Когда же мы спрашиваем: «Вот это все плохо, а что надо менять?» – добро пожаловать в Советский Союз: «Просвещенный чиновник решит, что лучше». Вы согласны с таким подходом? Я нет.
О политической подоплеке решений ФАС России
![]()
Как и в суде, в Федеральной антимонопольной службе мы удовлетворяем ходатайство одной стороны и наказываем другую. И как минимум чувство радости у второй стороны не возникает. Самое простое, что можно сказать: это политически мотивированное решение.
Политическая целесообразность при рассмотрении дел отсутствует, но может быть близкая тема по наблюдению: это борьба с завышением цен. На антимонопольный орган сваливают контроль цен в торговых сетях на гречку, кукурузу, курицу и т. д. Я считаю это неправильно выбранной формой регулирования. Сколько мы ни пытаемся от этого избавиться, не можем ничего сделать. Нам законом предписано этим заниматься.
Там абсолютно конкурентный рынок, там монополии в принципе нет, и мы там можем только картели искать. Но волну этого роста цен, особенно при девальвационных историях, мы должны сбивать.
Поведенческие вещи мы делаем на уровне государства. Наверное, эксперты полагают, что это политическая мотивация. Не хотел бы, чтобы путали эти вещи. Я не говорю, что это хорошо, но не думаю, что это можно назвать политической мотивацией.
Об экономическом анализе рынка
В идею создания независимого экономического органа в ФАС России я не верю. У нас очень значительное развитие именно по отраслям: экономика железной дороги, авиации, торговых сетей, образования. Представьте себе главных экономистов, которые не видят разницы между ядерным и дизельным топливом. Разве они могут специализироваться на том, чего не знают хорошо? А вы еще и хотите предоставить такому мечтателю право вето?
Также я не верю в штат каких-то великих экономистов-инспекторов. Мы делаем по-другому. ФАС включает штат экономистов и юристов в состав комиссии, чтобы это был микс и каждый взгляд был представлен.
Насчет максимальной открытости результатов проводимого нами анализа рынка. Компании стали дьявольски использовать Закон о коммерческой тайне3. Мы с Ассоциацией антимонопольных экспертов хорошие вещи сделали: заключение об обстоятельствах, экономический отчет. Но они нам просто не дают это публиковать. Хотя есть и наша доля нерасторопности в задержке публикаций. Это необходимо преследовать, и здесь мы должны обеспечить 100-процентную чистоту.
На мой взгляд, нужно сосредоточиться на методах, обязательных для экономического анализа. Публикация этих материалов и первичных результатов тоже должна быть обязательной, чтобы можно было проверить, что фактически сделано. Необходим четкий стандарт. Мы благодарны Ассоциации антимонопольных экспертов за усовершенствование 220-го приказа4, но нет предела совершенству. Через «нормативку» и регламенты мы большего добьемся.
О легализации параллельного импорта
Мы глубоко убеждены, что компании, которые локализовали свое производство, имеют право требовать запретить параллельный импорт, поскольку это просто защита их инвестиций. Нет особой нужды в параллельном импорте такого рода, если у нас есть хорошая качественная продукция, которая размещена на территории России.
В целом ситуация простая. Это нужно сделать для всего Евразийского экономического союза. Эти нормы уже готовы и многогранно изучены всеми специалистами. Мы очень надеемся, что уже в этом году появится возможность по отдельным номенклатурам внедрить принцип международного исчерпания прав.
Об антимонопольной политике в условиях санкций
![]()
Законы РФ подлежат неуклонному исполнению, несмотря на санкции. Однако мы понимаем, что преследовать компании с излишним рвением на фоне санкций, чтобы они окончательно ушли из России, однозначно не стоит.
Компании, вынужденные соблюдать режим санкций, ведут себя с точки зрения антимонопольного законодательства корректно. Они понимают, что им как никому не надо ни лезть в картели, ни завышать цены, надо вести себя спокойно, если они хотят остаться в России.
Те компании, что хотели, ушли. Другие же, которые видят в этом экономический и коммерческий смысл, остались, очень внимательно «включили» свои комплаенсы и еще более внимательно стараются не попасться. ФАС тоже в эту сторону специально не разворачивается.
Если же такие компании попадутся, они будут наказаны по российскому закону. А что, мы будем разваливать свою правовую систему из-за санкций? Тогда те, кто их вводил, добьются своего.
Для информации
Ассоциация антимонопольных экспертов учреждена в 2007 г. (ранее – НП «Содействие развитию конкуренции»). Это профессиональная площадка взаимодействия с ФАС России и другими органами власти для формирования консолидированной позиции экспертного сообщества и государства по вопросам развития конкуренции, совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения.
Ассоциация объединяет более 130 членов: юристов и адвокатов ведущих юридических и консалтинговых фирм, корпоративных юристов крупнейших российских компаний, экономистов и представителей научных кругов. На ее базе действуют 20 рабочих групп.
Фото: «Ведомости», Ассоциация антимонопольных экспертов
1 Проект федерального закона № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)».
2 Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
3 Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
4 Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».
Цифра недели
6
способов размещения идентификатора рекламы приводится в памятке Роскомнадзора.