Опубликовано в журнале «Конкуренция и право» № 6, 2018 г.
Расскажем о предстоящих законодательных реформах и острых вопросах правоприменения, которые 26 октября 2018 г. обсуждались экспертным сообществом и представителями ФАС России на X ежегодной конференции газеты «Ведомости» «Антимонопольное регулирование в России».
Одна из реформ, над которой ФАС России работает не первый год, касается тарифного регулирования. Заместитель руководителя ведомства Сергей Пузыревский назвал главные проблемы в этой области: разрозненный нормативный массив, отсутствие четких и прозрачных процедур установления тарифов и рассмотрения тарифных споров. В результате тарифы в большинстве сфер регулируются в ручном режиме, распространена тарифная дискриминация, потребители не верят в экономическую обоснованность установленного тарифа.
Исправить ситуацию призван разрабатываемый ФАС России проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». В законе будут установлены общие правила, а особенности тарифного регулирования отдельных сфер регламентирует отраслевое законодательство.
Представители бизнеса в ходе «тарифной» сессии конференции высказали опасения, связанные с тем, что законопроектом планируется ввести в тарифное регулирование эталонный метод и регуляторный контракт.
Так, директор по взаимодействию с органами власти Т+ Дмитрий Рутенберг подчеркнул, что у метода эталонных затрат немало плюсов, но до определения эталонов регулятору предстоит сделать много шагов, чтобы их обосновать:
«И последний шаг: тем предприятиям, которые будут подлежать госрегулированию по этому методу, должны быть выданы рекомендации по выведению показателей их деятельности на уровень предприятия-эталона», – резюмировал эксперт.
Сергей Пузыревский пояснил, что ФАС России видит эталоны как главный метод тарифного регулирования, но вводить их нужно очень осторожно, важно заранее оценить все риски, выслушать и регулируемые организации, и потребителей. С точки зрения представителя ведомства, имеет смысл провести эксперимент по внедрению эталонов на определенных направлениях. С учетом этих задач, по прогнозу службы, механизм начнет полноценно работать не ранее чем через три-четыре года.
Руководитель антимонопольного направления компании «Норникель» Дарья Огневская отметила, что положения законопроекта об альтернативном методе тарифообразования – регуляторном контракте – чреваты тремя рисками.
Во-первых, заключение регуляторного контракта возможно только на уровне субъекта РФ. Это может вернуть к ручному режиму регулирования и вывести из-под действия данного инструмента газоснабжение, железные дороги, аэропорты, порты, которые находятся под прямым контролем ФАС России.
Во-вторых, неясно, как будет контролироваться регуляторный контракт, а вследствие этого может увеличиться степень усмотрения органов власти субъектов РФ.
В-третьих, непонятен механизм ответственности. В законопроекте указано, что в течение срока действия контракта размер согласованной сторонами тарифной выручки не подлежит изменению. Получается, что тарифный орган не сможет изменить тарифное решение, даже если зафиксирует факты неинвестирования денег в оговоренном объеме.
Чтобы снять обозначенные проблемы, спикер предлагает предусмотреть в законопроекте более конкретные требования к контракту.
Директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ Андрей Шаститко в продолжение дискуссии обратил внимание на проблему, связанную с долгосрочностью заключения подобных контрактов: «Каким образом будут работать механизмы адаптации к изменяющимся обстоятельствам? Как обеспечивается достоверность обязательств в первую очередь со стороны регулятора?».
Сергей Пузыревский прокомментировал, что создать исчерпывающий список требований к регуляторному контракту невозможно, поскольку это индивидуальное решение по конкретному объекту, однако базовые моменты требуют фиксации, особенно вопросы ответственности. «Но слишком зарегулировать регуляторный контракт тоже нельзя. Здесь должны быть сдерживающие механизмы», – подчеркнул он.
Экономический анализ и экономическая концентрация
Другое масштабное направление работы российского антимонопольного регулятора – пятый антимонопольный пакет. Глава ведомства Игорь Артемьев обратил особое внимание аудитории на то, что ФАС России планирует расширить палитру требований к компаниям при глобальных сделках и чаще применять структурные меры влияния наряду с поведенческими, требовать технологического трансфера, чтобы сливающиеся компании вооружали своих конкурентов в России современными технологиями.
Эксперты сессии, в рамках которой обсуждалась тема экономконцентрации, поддержали четыре инициативы в этой сфере:
Начальник Управления контроля промышленности ФАС России Нелли Галимханова отметила, что компании могли бы предоставлять регулятору больше информации, чем предусмотрено Законом о защите конкуренции1. Это ускорило бы принятие решения по сделке и повысило бы качество проведения анализа. Она также сообщила, что ведомство готовит документ, разъясняющий порядок подачи ходатайств об одобрении сделки.
Закупочные союзы
ФАС России и поставщики считают такую форму интеграции ретейлеров, как закупочные союзы, потенциально опасной, отметила руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская. Регулятор усматривает в ней признаки нарушения ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, которая прямо запрещает заключение картельных соглашений независимо от долей их участников. Поставщики же полагают, что полученная региональными сетями после объединения рыночная власть позволит им злоупотреблять своим положением и диктовать коммерческие условия.
Эксперт считает, что снять эти опасения поможет обращение к практике Евросоюза, где закупочные союзы могут быть признаны допустимыми исходя из применения при их оценке принципа разумности (rule of reason). Для этого нужно:
Партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Илья Ищук рассказал о ходе подготовки ФАС России и Ассоциацией антимонопольных экспертов разъяснений по вопросам функционирования закупочных союзов. По его словам, на недавнем заседании Ассоциации Игорь Артемьев констатировал, что выпуска разъяснений недостаточно, требуется внести изменения в Закон о защите конкуренции. При этом в основу регулирования закупочных союзов должны быть положены семь принципов:
Подготовила
Алена Авраменко,
руководитель отдела информации журнала «Конкуренция и право»
Фото: «Ведомости», Ассоциация антимонопольных экспертов
1 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2 Подробнее см.: Соколовская Е., Гаврилов А., Сандуковская В. Будущее закупочных союзов // Конкуренция и право. 2018. № 5. С. 21–29.
Цифра недели
6
способов размещения идентификатора рекламы приводится в памятке Роскомнадзора.