О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

Турбизнес раскритиковал идею ФАС России регулировать цены в отелях во время форумов
21 сентября 2021 г.

Обнаружен сговор на рынке клининговых услуг
20 сентября 2021 г.

ФАС России: банки не должны навязывать заключение договора страхования с определенной организацией
20 сентября 2021 г.

Аналитики изучили антимонопольный комплаенс как инструмент развития конкурентной среды
20 сентября 2021 г.

«Т Плюс» подозревают в манипулировании ценами на электроэнергию
20 сентября 2021 г.

Анонс: 21 сентября пройдет пресс-конференция о регулировании цен на отели во время крупных международных мероприятий
20 сентября 2021 г.

ЕЭК и антимонопольные органы ЕАЭС работают над совершенствованием регулирования в цифровой сфере
17 сентября 2021 г.

ВС РФ объяснил, когда невозможна закупка у единственного поставщика
17 сентября 2021 г.

Еще      Все новости
 Популярное

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 51681
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 21837
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 21691
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 19676
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 19572
 Обзоры

 Анонcы

Forbes Legal Forum
24 сентября 2021 г. в Москве Forbes Congress проведет ежегодную юридическую конференцию Forbes Legal Forum.
Полный текст
VII Евразийский антимонопольный форум
7–8 октября 2021 г. в Алматы пройдет VII Евразийский антимонопольный форум, организованный Агентством Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции и Центром развития и защиты конкурентной политики.
Полный текст
VIII International Compliance Case Forum
21–22 октября 2021 г. в Москве пройдет VIII International Compliance Case Forum 2021. В рамках форума состоится награждение лауреатов бизнес-премии Russian Comliance Award.
Полный текст
7-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2021»
18–19 ноября 2021 г. компания «Диалог Менеджмент Партнерс» проведет 7-ю практическую конференцию «Управление юридическими рисками: статус 2021». Формат комбинированный: очный в Москве и онлайн.
Полный текст



Главная /  Аналитика /  Антимонопольный пакет необходимо дополнить...
Антимонопольный пакет необходимо дополнить пунктами, направленными на выполнение поручения Правительства и рекомендаций ОЭСР


Именно средний бизнес («Деловая Россия», НАИЗ и др.) был самым последовательным оппонентом четвертого антимонопольного пакета. Привыкший видеть и рассчитывающий на ФАС как на естественного союзника, в последние 4−5 лет средний бизнес с удивлением обнаружил, что он, наряду с малым, стал главным объектом для антимонопольного преследования.

Из 10 тыс. ежегодно возбуждаемых ФАС России антимонопольных дел 5 тыс. приходится на органы власти (преимущественно муниципалитеты), 5 тыс. − на бизнес, преимущественно (до 80%) − малый и средний. И будучи более гибким и креативным, в еще большей степени средний бизнес стал объектом антикартельных дел, причем под картелем, к сожалению, все чаще понималась обычная деловая практика и соглашения, никак конкуренции не угрожающие.

Четвертый антимонопольный пакет грозил еще большими проблемами для среднего бизнеса, особенно инновационного – ФАС хотела отменить иммунитеты от антимонопольного преследования для обладателей правами на интеллектуальную собственность, что делало бы любого изобретателя монополистом и нарушителем, вводилось регулирование торговых практик – а по сути избирательное регулирование ФАС коммерческой деятельности бизнеса, еще более размывалось понятие картеля.

Поэтому «заворот» четвертого антимонопольного пакета стал несомненной победой среднего бизнеса, которая не была бы возможной, если бы ему не удалось консолидировать позиции с крупным бизнесом, экспертным сообществом, Минэкономразвития, депутатами Государственной Думы, Общественной палатой. Именно средний бизнес стал основным бенефициаром последовавших за этой победой изменений – вместо четвертого антимонопольного пакета Госдума приняла закон об отмене уведомлений (ст. 30 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ) – т.е. антимонопольного контроля за слияниями среднего бизнеса.

В пятом антимонопольном пакете, размещенном для оценки регулирующего воздействия 25 декабря 2012 г., ФАС России отказалась от идеи регулировать торговые практики и от функции ведения реестра компаний, имеющих долю на рынке свыше 35% (почти 2/3 этого Реестра – опять же МСП). Однако пока эти изменения означают, что средний бизнес будут меньше преследовать.

Хотелось бы, чтобы как в развитых странах, антимонопольная политика среднему бизнесу помогла, а не мешала. Для этого необходимо:

1. Дополнить пятый антимонопольный пакет пунктами, направленными на выполнение поручения Правительства ДМ-П13-4698 от 4 июля 2013 г. и рекомендаций ОЭСР, которые ФАС пока почти полностью игнорирует, в том числе:

• ввести общепринятые в мире «иммунитеты» (де минимусы) от антимонопольного преследования для малого и среднего бизнеса и компаний с небольшими долями рынка;

• отменить возможность возбуждения дел по злоупотреблению доминирующим положением в виде ущемления интересов отдельных юридических лиц − ФАС должна защищать конкуренцию, а не отдельных конкурентов;

• законодательно закрепить необходимость экономического анализа в каждом решении ФАС и его обязательной публикации. Сейчас анализ присутствует лишь в 2% решений, а размещаются на сайте 5% решений ФАС;

• отказаться от предварительного контроля за сделками экономической концентрации, не ограничивающими конкуренцию (приобретение активов свыше 1 млрд руб., все без исключения сделки внутри группы лиц и т.д.);

• дать в ст. 4 Закона № 135-ФЗ четкие и недвусмысленные понятия «картель» и «горизонтальные соглашения».

2. Исключить из пятого антимонопольного пакета новации, не имеющие отношения к «дорожной карте», рекомендациям ОЭСР и поручению Правительства ДМ-П13-4698 от 4 июля 2013 г., в том числе:

• не отменять «иммунитеты» от антимонопольного преследования для интеллектуальной собственности;

• не распространять на компании-доминанты регулирование естественных монополий в виде установления для них правил недискриминационного доступа;

• не вводить контроль за соглашениями о совместной деятельности аналогично контролю слияний;

• не лишать возможности получения государственных преференций (субсидий) мультипродуктовые компании.

Алексей Ульянов,

директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок


20 января 2014 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







АРХИВ ВЫПУСКОВ



 Опрос

Следует ли закрепить в КоАП РФ в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность хозсубъекта, функционирование системы антимонопольного комплаенса?

  
  
      





 



+7 (495) 211 00 33
125047, г. Москва, ул. 3-я Тверская-Ямская,
д. 39, стр. 1
При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.