Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Аналитика /  Четвертый антимонопольный пакет: об основных...
Четвертый антимонопольный пакет: об основных изменениях

Прежде всего мне бы хотелось, чтобы прекратились изменения действующего законодательства. Мораторий на новые запреты и правила пошел бы на пользу российской антимонопольной политике. Основной вред конкуренции и ущерб покупателям наносят такие нарушения, как сговор о ценах и (или) разделе рынка и создание препятствий для входа конкурента на рынок. Было бы хорошо, чтобы десять лет российский бизнес вел дела, понимая, что сговор и создание препятствий доступу на рынок будут незаконны всегда.

Из-за постоянных изменений антимонопольного законодательства представители бизнеса не верят, что законные сейчас действия через год не превратятся в свою противоположность и, наоборот, что незаконные действия так и останутся незаконными. В этих условиях сложно ожидать добросовестного соблюдения правил конкуренции.

Но если менять законодательство – то улучшая процедуры применения. Создание Президиума ФАС России, где в досудебном порядке могут быть оспорены решения территориальных управлений, может положительно повлиять на повышение стандартов доказательств.

Не менее важным процедурным изменением могло бы стать введение подобия европейских statement of objections (букв. «описание претензий»). Если бы с самого начала расследования обвиняемые были знакомы с описанием предполагаемого, то есть на данный момент расследуемого правонарушения, это обеспечило бы настоящее равенство сторон в процессе. Сейчас в ряде случаев до того, как комиссия ФАС России вынесет решение, компания не может быть уверена, в каком именно нарушении она обвиняется.

Перечень изменений, которые не хочется видеть принятыми, гораздо шире.

Во-первых, это распространение нелегальности соглашений на договоры внутри группы лиц. Антимонопольные запреты должны применяться к компаниям как участникам рынка, а вмешательство во внутрикорпоративные решения чревато снижением эффективности управления.

Во-вторых, это правила о торговых политиках. Регламентация назначения цен и процедуры заключения контрактов – нормальная практика в отраслях с естественно-монопольным компонентом. Проводимые в мире свыше тридцати лет реформы нацелены на то, чтобы как можно больше локализовать сферу регулирования, отказываясь от регламентации цен и процедур доступа там, где возможно. Ущерб, который регулирование наносит экономической эффективности, хорошо изучен. Торговая политика, обязательная для компаний за пределами отраслей естественной монополии – это стремление  ввести регулирование там, где его не было и где без него можно обойтись.

В-третьих, это устранение исключений из антимонопольных запретов для результатов интеллектуальной деятельности. Это не означает, что антимонопольное законодательство вообще не должно применяться к результатам интеллектуальной деятельности. Но велик риск, что при нынешних процедурах запреты будут использоваться топорно.

 

Светлана Авдашева,

профессор департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ, 

доктор экономических наук

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

15 января 2014 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Вход для пользователей       Зарегистрироваться



Цифра недели

2023 г.

Определены особенности госзакупок новых регионов РФ

Опрос
Предлагаемые в пятом антимонопольном пакете меры достаточны для выявления и пресечения антиконкурентных практик цифровых платформ?