В настоящее время на пространстве СНГ в рамках ЕврАзЭС реализуется новый формат взаимодействия, предусматривающий более глубокую степень интеграции вовлеченных в этот процесс стран – Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Указанный формат предусматривает создание полноценного Таможенного союза (ТС), формирование которого к настоящему времени практически завершено, и Единого экономического пространства (ЕЭП). Евразийская экономическая комиссия, образованная в 2011 году, является единым постоянно действующим регулирующим органом ТС и ЕЭП. Нашему журналу представилась уникальная возможность встретиться и побеседовать с министром по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурланом Шадибековичем Алдабергеновым.
Наш гость отвечает на главный вопрос аудитории о том, как разграничить компетенцию Комиссии и национальных антимонопольных органов.
- На Международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге (май 2012 г.) речь шла о разработке Комиссией единых правовых документов, так называемой основы для оптимального режима сотрудничества. Что устанавливает Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции?
- Перед Комиссией и правительствами государств-членов ТС и ЕЭП сейчас стоит задача создания такого механизма регулирования конкурентных отношений, который бы обеспечил эффективное пресечение антиконкурентной практики, способной оказывать негативное влияние на торговлю между объединившимися странами и нарушать условия справедливой конкуренции на их территориях.
Ключевым документом, определяющим систему регулирования конкурентных отношений в рамках ЕЭП, является Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года, которое вступило в силу с 1 января 2012 года.
Это Соглашение призвано обеспечить решение сразу нескольких задач. К ним, прежде всего, относится создание единого правового поля для ведения бизнеса на единой таможенной территории за счет гармонизации антимонопольного законодательства государств-участников на базе согласованных принципов, установленных в Соглашении, а также недопущение действий, оказывающих негативное влияние на взаимную торговлю между объединившимися странами, как на национальных, так и трансграничных рынках.
При разработке данного Соглашения за основу была взята интитуционально-организационная модель Европейского Союза, совмещающая в себе контроль соблюдения условий конкуренции в рамках национальных юрисдикций и наднациональный контроль на межгосударственных и межрегиональных рынках трех стран.
Соглашение содержит две группы норм: единые принципы реализации конкурентной политики в государствах-участниках Соглашения, на основе которых должна осуществляться гармонизация норм национального законодательства, и единые правила конкуренции, которые выполняют двойную функцию.
Такие правила, с одной стороны, являются основой для унификации национальных законодательств государств-участников Соглашения по таким направлениям антимонопольного законодательства как антиконкурентные соглашения, злоупотребление доминирующим положением и недобросовестная конкуренция.
С другой стороны, единые правила конкуренции являются нормами прямого действия, которые будут распространяться на отношения между хозяйствующими субъектами государств-участников Соглашения, возникающие на трансграничных рынках на территории двух и более сторон Соглашения.
Функция контроля за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках, в соответствии с Соглашением, возложена на ЕЭК.
Для ее реализации комиссия наделяется полномочиями, включающими в себя проведение расследования и рассмотрение дел о нарушении единых правил конкуренции, определение штрафных санкций за их нарушение, принятие обязательных для исполнения хозяйствующими субъектами решений.
В соответствии со сроками и условиями, закрепленными в Соглашении, передача функций контроля наднациональному органу будет осуществляться поэтапно после разработки целого ряда регламентирующих документов.
Также Соглашение предусматривает возможность более тесного взаимодействия антимонопольных органов Белоруссии, Казахстана и России при расследовании нарушений антимонопольного законодательства, наделяя их правом обмениваться, в том числе конфиденциальной информацией, давать поручения о совершении процессуальных действий и т.д. Это позволит расширить экстерриториальные возможности применения антимонопольного законодательства на национальном уровне…
Полностью текст интервью читайте в печатной версии журнала «Конкуренция и право» № 4, 2012 г.
Оформить подписку:
- на сайте
- по телефону +7 (495) 649 1806
- по электронной почте podpiska@cljournal.ru
Главная цифра
315
дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.