Среда, 11 декабря 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Аналитика /  Три ошибки при проведении закупок...
Три ошибки при проведении закупок образовательных услуг

Анна Миняева,
магистрант Сибирского юридического университета, директор по правовым вопросам ООО «Институт „Кластер“»

В статье проанализированы наиболее распространенные ошибки заказчиков при закупках услуг дополнительного профессионального образования и даны рекомендации, как их предупредить или исправить. Все три ситуации показывают, что следует внимательнее устанавливать требования к участникам таких закупок и рассматривать вторые части заявок на соответствие требованиям извещения и (или) документации. В противном случае действия заказчиков могут содержать признаки административных правонарушений, за которые ч. 2 и 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрен штраф.

 

К сведению

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение. В свою очередь дополнительное включает дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО).

 

Ошибка 1. Смешение в извещении и документации о закупке видов образования

ГК РФ регламентировано, что отдельными видами деятельности юридическое лицо и индивидуальный предприниматель могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). К таким видам деятельности, в частности, относится образовательная, требование о лицензировании которой основано на положениях федеральных законов от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Исходя из Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, которые оказывают закупаемую услугу.

В случае с образовательными услугами заказчик должен установить требование о наличии у участника действующей лицензии с соответствующим видом образования, а по необходимости и подвидом. Применительно к электронному аукциону вторая часть заявки участника должна содержать такую лицензию. Напротив, при запросе котировок в электронной форме достаточно продекларировать свое соответствие этому единому требованию.

Часто заказчики, размещая извещение и утверждая документацию о закупке, указывают лишь, что участник в содержании второй части заявки должен представить лицензию на осуществление образовательной деятельности. При этом они не учитывают, что у него может быть лицензирован тот вид образования, наименование, содержание и назначение которого не соответствуют объекту закупки.

Но бывает и так, что заказчики смешивают виды и подвиды образования.

Так или иначе устанавливаются неправомерные требования, не соответствующие самому существу объекта закупки.

Пример

Уполномоченный орган разместил в ЕИС документацию (закупка № 0826300021019000616 на сайте zakupki.gov.ru), где указано, что участник закупки должен представить копию одной из перечисленных действующих лицензий на осуществление образовательной деятельности:

  • по образовательной программе профессиональной подготовки;
  • по реализации программы профессионального обучения – программы профподготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Объектом закупки были услуги по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это подтверждено двумя приказами Минтруда России:

  • от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта „Специалист в сфере закупок“», которым установлены, в частности, требования к образованию и обучению, предъявляемые к лицам, имеющим право выполнять рассматриваемую трудовую функцию: у них должно быть среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;
  • от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта „Эксперт в сфере закупок“», которым также предусмотрены требования к образованию и обучению: высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) – программы повышения квалификации в сфере закупок.

Следовательно, участник закупки в содержании второй части заявки должен представить в том числе лицензию на осуществление образовательной деятельности с видом образования «дополнительное» и подвидом «ДПО» вместо предусмотренного уполномоченным органом вида «профессиональное обучение».

Рекомендации

Чтобы привлечь участников, чья лицензия соответствует объекту закупки, рекомендуем заказчикам устанавливать в документации требование о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности с указанием вида образования, а при необходимости и подвида.

 

Ошибка 2. Признание заявки не соответствующей требованиям документации о закупке, отклонение заявки на участие в запросе котировок в электронной форме и отказ от заключения контракта

Эта ошибка – последствие неправильного определения вида образования при установлении требования о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности.

1. Наиболее распространенный случай – смешение видов образования: дополнительного с подвидом «ДПО» и профессионального обучения.

Закон об образовании не предъявляет требований к уровню образования лица, обучающегося по программам профобучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у обучающегося уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.

Напротив, к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются те, кто уж имеет или получает среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Значит, программы профессионального обучения и ДПО различаются как по уровню образования, предъявляемого к обучающимся законом, так и по своей направленности, содержанию.

Если установлено требование о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности с неверным видом образования, велик риск, что заявка участника запроса котировок будет отклонена ввиду предоставления недостоверной информации о соответствии этому единому требованию.

2. При закупках образовательных услуг в качестве конкурентного способа заказчики чаще всего вполне обоснованно выбирают электронный аукцион.

Из положений Закона № 44-ФЗ следует, что заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требование к участникам закупок о представлении лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не имеет права отклонять заявку за непредставление участником копии лицензии в составе заявки.

3. Законом № 44-ФЗ определено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим оказание закупаемой услуги.

При этом императивно установлено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) может произойти в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник не соответствует названным требованиям или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям.

Особенно интересен случай отказа от заключения контракта с победителем, если заказчик обнаружил, что участник закупки предоставил недостоверную информацию. Такая ситуация характерна для закупок, которые проводятся способом запроса котировок в электронной форме.

Пример

Заказчик разместил в ЕИС закупку в форме запроса котировок в электронной форме «обучение (переподготовка) граждан предпенсионного возраста, состоящих в трудовых отношениях, по программе „Воспитатель дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в рамках реализации ФГОС“» (закупка № 0365200007119000006 на сайте zakupki.gov.ru).

Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» определено, что воспитатель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование.

Однако заказчик в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме установил: «Требования, предъявляемые к участникам запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона: участник запроса котировок (исполнитель) должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки: иметь в наличии действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности, вид образования: профессиональное обучение, или действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам профессиональной подготовки».

Таким образом, заказчик, установив в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требование о наличии у участника закупки по заявленной образовательной программе лицензии на осуществление образовательной деятельности с видом образования «профессиональное обучение», нарушил требования федеральных законов об образовании и № 44-ФЗ.

Рекомендации

1. Если вы намерены принять участие в закупке, в извещении и (или) документации о которой установлено требование о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности с неверным видом образования, рекомендуем до окончания срока подачи заявок на участие в закупке запрашивать разъяснения положений документации, а в случае неудовлетворительного ответа заказчика – обжаловать соответствующие положения документации. В противном случае появляется риск, что заявка участника закупки будет признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, поскольку заказчик, принимая решение о соответствии или несоответствии, напрямую руководствуется ее положениями.

2. Минэкономразвития России не рекомендует осуществлять закупки товаров, работ, услуг, относящихся к лицензируемым видам деятельности, путем проведения запроса котировок (письмо от 07.04.2017 № Д28и-1971 «О закупках товаров, работ, услуг, относящихся к лицензируемым видам деятельности, путем проведения запроса котировок»).

Позиция в пользу проведения закупок образовательных услуг способом электронного аукциона, вероятно, объясняется стремлением облегчить работу заказчика и минимизировать его риски на этапе рассмотрения заявок. Ведь, принимая решение о соответствии или несоответствии заявки требованиям документации о закупке, он может наглядно проверить наличие лицензии.

3. Заказчик не может отклонить заявку участника ввиду непредоставления лицензии на осуществление образовательной деятельности, однако в силу норм Закона № 44-ФЗ обязан проверить ее наличие, а также указанные в ней вид и при необходимости подвид образования. Если обнаружится, что участник не отвечает требованиям или предоставил недостоверную информацию, заказчик обязан отказаться от заключения с ним контракта.

 

Ошибка 3. Признание заявки индивидуального предпринимателя соответствующей требованиям документации закупки образовательных услуг по ДПО

Законом об образовании закреплен перечень видов образования, при этом по уровням общего и профессионального образования, по профобучению реализуются основныеобразовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.

К дополнительным образовательным программам относятся:

  • дополнительные общеобразовательные программы – общеразвивающие, предпрофессиональные;
  • дополнительные профессиональные программы – повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 32 Закона об образовании).

Таким образом, законодательством установлен исчерпывающий перечень образовательных программ, которые могут реализовывать ИП и которые не включают дополнительные профессиональные программы.

Такой позиции придерживается Минобрнауки России. Согласно его письму от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании (вместе с „Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования“» индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 32 Закона об образовании), реализация ими дополнительных профессиональных программ, по мнению министерства, законом не предусматривается.

Однако на практике в закупках, объектом которых выступают услуги по ДПО, принимают участие ИП.

Очевидно, что сводный реестр лицензий не может содержать информации о наличии лицензии у индивидуального предпринимателя с правом на реализацию дополнительных профпрограмм. Вместе с тем некоторые заказчики нарушают требования Закона № 44-ФЗ при признании заявок таких ИП соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

Пример

Подобную ситуацию рассмотрел территориальный орган ФАС России по жалобе участника закупки (жалоба № 201900105694000722 на сайте zakupki.gov.ru). Заказчик при проведении электронного аукциона признал победителем ИП, в то время как объектом закупки выступали услуги по ДПО – дополнительной профессиональной программе повышения квалификации. Комиссия УФАС приняла решение о нарушении заказчиком требований Закона № 44-ФЗ ввиду признания заявки участника закупки соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

Рекомендации

Рекомендуем в извещении и (или) документации со ссылкой на нормы Закона об образовании указывать, что участниками закупки образовательных услуг по программам ДПО не могут быть индивидуальные предприниматели. Такую практику уже применяют многие заказчики.

Журнал «Конкуренция и право»
Читать    Подписаться

28 декабря 2019 г.

Главная цифра

60%

закупок признаны несостоявшимися по итогам 2023 г.

Опрос
Нам очень интересно, кто посещает сайт «Конкуренции и права». Итак, Вы: