В статье проанализированы наиболее распространенные ошибки заказчиков при закупках услуг дополнительного профессионального образования и даны рекомендации, как их предупредить или исправить. Все три ситуации показывают, что следует внимательнее устанавливать требования к участникам таких закупок и рассматривать вторые части заявок на соответствие требованиям извещения и (или) документации. В противном случае действия заказчиков могут содержать признаки административных правонарушений, за которые ч. 2 и 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрен штраф.
К сведению
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение. В свою очередь дополнительное включает дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО).
ГК РФ регламентировано, что отдельными видами деятельности юридическое лицо и индивидуальный предприниматель могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). К таким видам деятельности, в частности, относится образовательная, требование о лицензировании которой основано на положениях федеральных законов от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) и от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Исходя из Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности соответствие требованиям законодательства РФ к лицам, которые оказывают закупаемую услугу.
В случае с образовательными услугами заказчик должен установить требование о наличии у участника действующей лицензии с соответствующим видом образования, а по необходимости и подвидом. Применительно к электронному аукциону вторая часть заявки участника должна содержать такую лицензию. Напротив, при запросе котировок в электронной форме достаточно продекларировать свое соответствие этому единому требованию.
Часто заказчики, размещая извещение и утверждая документацию о закупке, указывают лишь, что участник в содержании второй части заявки должен представить лицензию на осуществление образовательной деятельности. При этом они не учитывают, что у него может быть лицензирован тот вид образования, наименование, содержание и назначение которого не соответствуют объекту закупки.
Но бывает и так, что заказчики смешивают виды и подвиды образования.
Так или иначе устанавливаются неправомерные требования, не соответствующие самому существу объекта закупки.
Уполномоченный орган разместил в ЕИС документацию (закупка № 0826300021019000616 на сайте zakupki.gov.ru), где указано, что участник закупки должен представить копию одной из перечисленных действующих лицензий на осуществление образовательной деятельности:
Объектом закупки были услуги по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это подтверждено двумя приказами Минтруда России:
Следовательно, участник закупки в содержании второй части заявки должен представить в том числе лицензию на осуществление образовательной деятельности с видом образования «дополнительное» и подвидом «ДПО» вместо предусмотренного уполномоченным органом вида «профессиональное обучение».
Чтобы привлечь участников, чья лицензия соответствует объекту закупки, рекомендуем заказчикам устанавливать в документации требование о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности с указанием вида образования, а при необходимости и подвида.
Эта ошибка – последствие неправильного определения вида образования при установлении требования о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1. Наиболее распространенный случай – смешение видов образования: дополнительного с подвидом «ДПО» и профессионального обучения.
Закон об образовании не предъявляет требований к уровню образования лица, обучающегося по программам профобучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у обучающегося уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.
Напротив, к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются те, кто уж имеет или получает среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Значит, программы профессионального обучения и ДПО различаются как по уровню образования, предъявляемого к обучающимся законом, так и по своей направленности, содержанию.
Если установлено требование о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности с неверным видом образования, велик риск, что заявка участника запроса котировок будет отклонена ввиду предоставления недостоверной информации о соответствии этому единому требованию.
2. При закупках образовательных услуг в качестве конкурентного способа заказчики чаще всего вполне обоснованно выбирают электронный аукцион.
Из положений Закона № 44-ФЗ следует, что заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требование к участникам закупок о представлении лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не имеет права отклонять заявку за непредставление участником копии лицензии в составе заявки.
3. Законом № 44-ФЗ определено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим оказание закупаемой услуги.
При этом императивно установлено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) может произойти в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник не соответствует названным требованиям или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям.
Особенно интересен случай отказа от заключения контракта с победителем, если заказчик обнаружил, что участник закупки предоставил недостоверную информацию. Такая ситуация характерна для закупок, которые проводятся способом запроса котировок в электронной форме.
Заказчик разместил в ЕИС закупку в форме запроса котировок в электронной форме «обучение (переподготовка) граждан предпенсионного возраста, состоящих в трудовых отношениях, по программе „Воспитатель дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в рамках реализации ФГОС“» (закупка № 0365200007119000006 на сайте zakupki.gov.ru).
Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» определено, что воспитатель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование.
Однако заказчик в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме установил: «Требования, предъявляемые к участникам запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона: участник запроса котировок (исполнитель) должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки: иметь в наличии действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности, вид образования: профессиональное обучение, или действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам профессиональной подготовки».
Таким образом, заказчик, установив в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме требование о наличии у участника закупки по заявленной образовательной программе лицензии на осуществление образовательной деятельности с видом образования «профессиональное обучение», нарушил требования федеральных законов об образовании и № 44-ФЗ.
1. Если вы намерены принять участие в закупке, в извещении и (или) документации о которой установлено требование о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности с неверным видом образования, рекомендуем до окончания срока подачи заявок на участие в закупке запрашивать разъяснения положений документации, а в случае неудовлетворительного ответа заказчика – обжаловать соответствующие положения документации. В противном случае появляется риск, что заявка участника закупки будет признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, поскольку заказчик, принимая решение о соответствии или несоответствии, напрямую руководствуется ее положениями.
2. Минэкономразвития России не рекомендует осуществлять закупки товаров, работ, услуг, относящихся к лицензируемым видам деятельности, путем проведения запроса котировок (письмо от 07.04.2017 № Д28и-1971 «О закупках товаров, работ, услуг, относящихся к лицензируемым видам деятельности, путем проведения запроса котировок»).
Позиция в пользу проведения закупок образовательных услуг способом электронного аукциона, вероятно, объясняется стремлением облегчить работу заказчика и минимизировать его риски на этапе рассмотрения заявок. Ведь, принимая решение о соответствии или несоответствии заявки требованиям документации о закупке, он может наглядно проверить наличие лицензии.
3. Заказчик не может отклонить заявку участника ввиду непредоставления лицензии на осуществление образовательной деятельности, однако в силу норм Закона № 44-ФЗ обязан проверить ее наличие, а также указанные в ней вид и при необходимости подвид образования. Если обнаружится, что участник не отвечает требованиям или предоставил недостоверную информацию, заказчик обязан отказаться от заключения с ним контракта.
Законом об образовании закреплен перечень видов образования, при этом по уровням общего и профессионального образования, по профобучению реализуются основныеобразовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы.
К дополнительным образовательным программам относятся:
Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 32 Закона об образовании).
Таким образом, законодательством установлен исчерпывающий перечень образовательных программ, которые могут реализовывать ИП и которые не включают дополнительные профессиональные программы.
Такой позиции придерживается Минобрнауки России. Согласно его письму от 09.10.2013 № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании (вместе с „Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования“» индивидуальные предприниматели могут осуществлять образовательную деятельность только по основным и дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 32 Закона об образовании), реализация ими дополнительных профессиональных программ, по мнению министерства, законом не предусматривается.
Однако на практике в закупках, объектом которых выступают услуги по ДПО, принимают участие ИП.
Очевидно, что сводный реестр лицензий не может содержать информации о наличии лицензии у индивидуального предпринимателя с правом на реализацию дополнительных профпрограмм. Вместе с тем некоторые заказчики нарушают требования Закона № 44-ФЗ при признании заявок таких ИП соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Подобную ситуацию рассмотрел территориальный орган ФАС России по жалобе участника закупки (жалоба № 201900105694000722 на сайте zakupki.gov.ru). Заказчик при проведении электронного аукциона признал победителем ИП, в то время как объектом закупки выступали услуги по ДПО – дополнительной профессиональной программе повышения квалификации. Комиссия УФАС приняла решение о нарушении заказчиком требований Закона № 44-ФЗ ввиду признания заявки участника закупки соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Рекомендуем в извещении и (или) документации со ссылкой на нормы Закона об образовании указывать, что участниками закупки образовательных услуг по программам ДПО не могут быть индивидуальные предприниматели. Такую практику уже применяют многие заказчики.
Главная цифра
60%
закупок признаны несостоявшимися по итогам 2023 г.