Элина Галиева,
младший юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп»
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.04.2023 по делу № А33-32833/2021 (решение в пользу предпринимателя)
Участники дела
ОАО «РЖД» против Красноярского УФАС России
Резюме эксперта
Кассация не усмотрела злоупотребления доминирующим положением в действиях РЖД, самостоятельно поднявшего плату за пользование путями необщего пользования для контрагента.
Суд отметил, что несогласие контрагента с повышением тарифа представляет собой гражданско-правовой спор, возникший в ходе исполнения договора. При этом антимонопольный орган не уполномочен на его разрешение.
Также кассация не опровергла доводы нижестоящих судов, что на отсутствие нарушения со стороны РЖД указывает и наличие неоднократных, но безуспешных обращений в ФАС с целью установления тарифа.
Дело представляет особый интерес, поскольку суд фактически признал легитимность самостоятельно введенного РЖД тарифа.
Обстоятельства дела
ООО «Втормет-Северный» обратилось в УФАС с жалобой в связи с увеличением РЖД по договору тарифа за пользование железнодорожными путями необщего пользования с 341 руб. до 4574 руб. (в сутки).
УФАС признало РЖД нарушившим п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и предписало прекратить нарушение.
Перевозчик обжаловал решение и предписание в суде.
Суды двух инстанций встали на сторону РЖД, посчитав, что компания не допустила нарушения. Суды также указали, что ранее компания обращалась в ФАС с заявлением об установлении тарифа, но безуспешно.
УФАС подало кассационную жалобу, указывая в числе прочего, что РЖД не была соблюдена процедура по установлению тарифа.
Решение кассации и его обоснование
Суд округа оставил в силе принятые по делу судебные акты, разъяснив:
УФАС подало кассационную жалобу в ВС РФ.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.04.2023 по делу № А02-883/2022 (решение в пользу предпринимателей)
Участники дела
ООО «Меркурий», ООО «Альфа Медика МСК» против Алтайского УФАС России
Резюме эксперта
Кассация не согласилась с нижестоящими судами, поддержавшими решение УФАС о признании компаний нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции путем заключения картельного соглашения на торгах.
Суд округа счел недостаточным классический набор косвенных доказательств, собранных антимонопольным органом (идентичность заявок, совпадение времени подачи ценовых предложений, минимальное снижение НМЦК и др.). Суд указал на необходимость проведения должного экономического анализа для констатации картеля (в том числе анализа выгоды и рентабельности снижения НМЦК для участников, исследования вопроса, было ли снижение цены обычным для такого предмета закупок и др.).
Решение суда еще раз подтверждает, что после выхода Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2 суды больше внимания уделяют экономической составляющей поведения участников торгов при рассмотрении данной категории споров.
Обстоятельства дела
УФАС признало компании-участников электронных аукционов нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольный орган использовал стандартный набор косвенных доказательств: идентичные заявки; схожие названия файлов; составление документов участников одним и тем же лицом на одном компьютере; минимальное понижение каждым из участников НМЦК (1,5%); использование одного IP-адреса и др.
«Меркурий» и «Альфа Медика МСК» обжаловали решение УФАС в суде.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, сочтя доказанным факт заключения и реализации картеля.
Компании подали кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Суд округа посчитал необоснованными выводы нижестоящих судов о доказанности антимонопольным органом картельного соглашения и отметил несколько моментов.
1. Снижение начальной (максимальной) цены контракта на 1,5% соответствует законодательству о контрактной системе. Из представленных УФАС доказательств не усматривается осуществление хозсубъектами единой стратегии, направленной на извлечение выгоды при участии в спорных торгах. Антимонопольный орган не доказал, что достигнутый уровень снижения цены на торгах не являлся обычным для аналогичных торгов и был результатом картельного соглашения, а не следствием неучастия в них иных компаний.
2. Хозсубъекты самостоятельно определяют свое экономическое поведение на торгах с учетом собственных интересов и ценовой политики. Отказ от конкурентной борьбы может быть обусловлен разными обстоятельствами, в том числе чтобы исключить возникновение негативных последствий для их деятельности в случае отказа от заключения контракта или его неисполнения.
3. Использование единой инфраструктуры при участии в торгах, наличие между участниками финансовой и кадровой взаимосвязи само по себе не свидетельствует о наличии картеля. Законодательство не запрещает взаимодействие хозсубъектов к общей выгоде, взаимное согласование и совместное осуществление действий, в том числе в торгах.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.05.2023 по делу № А40-177438/22-148-908 (решение в пользу антимонопольного органа)
Участники дела
ООО «Тамерлан» против ФАС России
Резюме эксперта
Суды трех инстанции напомнили, что отказ антимонопольного органа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства правомерен при отсутствии совокупности доказательств для установления признаков таких нарушений.
Суды сошлись в едином мнении, что заявитель не представил достаточных доказательств того, что третье лицо создавало дискриминационные условия, препятствующие доступу на товарный рынок.
Решение еще раз указывает на необходимость более вдумчивого и рационального подхода к подготовке заявления в антимонопольный орган, особенно в части формирования надлежащей доказательственной базы для подкрепления доводов такого заявления.
Обстоятельства дела
«Тамерлан» обратилось в антимонопольный орган, полагая, что в действиях АО «Денвью Лимитэд» содержатся признаки нарушения законодательства о торговле, выраженные в создании дискриминационных условий и препятствий доступа на товарный рынок путем уклонения от заключения прямого договора поставки алкогольной продукции, а также навязывания минимальных розничных цен при реализации продукции.
ФАС России отказала в возбуждении дела, указав на отсутствие совокупности доказательств для установления признаков нарушений п. 1, 2 ч. 1 ст. 13 Закона о торговли и п. 1 ч. 2 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
«Тамерлан» обжаловало отказ в суде.
Суд первой инстанции и апелляция встали на сторону регулятора, посчитав отказ законным.
«Тамерлан» подало кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Кассация согласилась, что отказ в возбуждении дела правомерен, разъяснив следующее:
Главная цифра
17.3
Такая статья об унификации имущественных торгов может появиться в Законе о защите конкуренции