Среда, 6 ноября 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 3, 2024 (май-июнь)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 3, 2024 (май-июнь)

СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА
___________________________________________

Антимонопольные пределы для ИИ
Применение искусственного интеллекта повышает эффективность бизнеса. Но в то же время увеличивает количество реальных и потенциальных споров о несоблюдении конфиденциальности, недобросовестной конкуренции, нарушении рекламного законодательства. Уже сейчас действующих норм недостаточно, чтобы обеспечить безопасное внедрение и применение новейших технологий. Елена Соколовская, главный эксперт журнала «Конкуренция и право», проинформировала, какие антимонопольные риски несет использование ИИ и какие правовые инструменты защиты существуют в России и за рубежом.

См. также английскую версию.

ТЕМА НОМЕРА

ИИ-РЕШЕНИЯ
___________________________________________

Григорий Радионов: «Прослеживаем тенденцию увеличения числа картелей, раскрытых с использованием цифровых инструментов»

Будущее в антикартельной работе ФАС России уже наступило. Нарушителей, которые для конспирации используют «цифру», будет искать искусственный интеллект. Ведомство работает над совершенно новым продуктом — ГИС «Антикартель», рассказал журналу начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России. И поделился деталями, какие возможности дает эта система.

Как отследить и минимизировать бизнес-риски при использовании ИИ
Все больше компаний внедряют технологии на базе искусственного интеллекта, решая таким образом целый спектр бизнес-задач. Но подобная оптимизация влечет за собой новые риски нарушения законодательства, включая антимонопольные. Какие сложности могут подстерегать бизнес, как отслеживать и минимизировать риски, сообщили:

  • Наталия Балекина, юрист цифровой группы «Пепеляев Групп»;
  • Сергей Иванов, управляющий директор по корпоративной архитектуре и управлению данными ПАО «Группа Ренессанс Страхование»;
  • Антон Маслов, эксперт Международного центра конкурентного права и политики БРИКС, канд. юрид. наук;
  • Александр Смирнов, управляющий директор «Авито» по юридическим вопросам.

О диджитал-трансформации в работе антимонопольного органа Казахстана
В Казахстане большое внимание уделяется вопросам цифровизации в сфере антимонопольного регулирования: внедрению диджитал-технологий, реинжинирингу и использованию искусственного интеллекта. Агентство по защите и развитию конкуренции разработало план такой трансформации и ряд инструментов, с помощью которых она осуществляется. Об этих инструментах рассказывает Алдаш Айтжанов, президент АО «Центр защиты конкуренции», председатель Совета ОО «Евразийский альянс антимонопольных экспертов», канд. экон. наук.

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ
___________________________________________

  • 100% закупочных процедур ФАС России сможет анализировать ежедневно;
  • 16 маркетплейсов стали объектами исследования антимонопольной службы;
  • 10 598 хозсубъектов заключили временные соглашения о сдерживании цен на социально значимые продтовары;
  • 6-й антимонопольный пакет может содержать норму об отмене иммунитетов в сфере интеллектуальной собственности.

Подробности — в традиционной подборке.

 

В ФОКУСЕ
___________________________________________

Без вины виноватые: о компенсации за нарушение исключительного права
В сфере интеллектуальной собственности нередки ситуации, когда конкурентов пытаются устранить при помощи средств индивидуализации. В каком порядке должна взыскиваться компенсация за нарушение исключительного права на товарный знак с легально использовавших обозначение конкурентов и каковы риски правообладателей, рассказывает Валентина Орлова, партнер, руководитель практики интеллектуальной собственности и товарных знаков «Пепеляев Групп».

Законодательный ответ на вопросы о доступе операторов связи в жилые дома
Вопрос свободного доступа операторов связи в многоквартирные дома без громоздкой процедуры «захода» имеет давнюю историю: его законодательное обсуждение с переменным успехом ведется не меньше десяти лет. Наконец недавно был принят и вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2024 № 67-ФЗ, которым внесены поправки в Закон о связи и ЖК РФ. На первый взгляд кажется, что проблема решена, однако некоторые изменения ввиду неоднозначности все еще прорабатываются. Изучили новое регулирование и обозначили спорные вопросы:

  • Наталья Коваленко, партнер, руководитель межотраслевой группы «Пепеляев Групп»;
  • Альберт Березин, младший юрист «Пепеляев Групп».

 

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ
___________________________________________

Включение в РНП руководителя компании. Подходы регулятора и судов
При нарушении госконтракта сведения об участниках, учредителях, акционерах, руководителях компаний, осуществляющих поставки, могут быть внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Кто подлежит включению в РНП, а кто нет? Как определить вину указанных физлиц? Должен ли антимонопольный орган доказывать умысел? На эти вопросы, опираясь на анализ законодательства и примеры из практики, отвечает Филипп Тасалов, директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий МГЮА имени О.Е. Кутафина, д-р юрид. наук, профессор кафедры гражданского права.

Ответственность за непредставление информации по запросу ФАС России. Обзор практики
Если антимонопольный орган запросил у компании информацию, отмолчаться не получится: за непредставление сведений грозят штрафы до полумиллиона. Разобраться, за что именно предусмотрена административная ответственность, какая судебная практика сложилась по этому вопросу и появились ли новые доводы, которые позволят отменить постановление о привлечении к ответственности или уменьшить размер штрафа, предлагает Алексей Елаев, заместитель генерального директора по правовым вопросам торговой сети «СПАР-Калининград», старший преподаватель Западного филиала РАНХиГС при Президенте РФ.

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
___________________________________________

Как формализм превращает материальный состав в формальный
Антимонопольный орган и суды при рассмотрении дел об административной ответственности за правонарушения в сфере защиты конкуренции нередко придерживаются такого подхода: доводы, опровергающие решение регулятора, которое уже прошло судебную проверку, отклоняются со ссылкой на преюдицию. Айдар Султанов, руководитель представительства «Пепеляев Групп» в Республике Татарстан, канд. юрид. наук, заслуженный юрист Республики Татарстан, проанализировал его на примере спора о толковании ст. 14.31 КоАП РФ как предусматривающей формальный состав. И пояснил, почему ее нормы следует трактовать как материально-правовые.

 

ПРАКТИКА УФАС
___________________________________________

Владислав Новоселов: «Получение косвенных доказательств без взаимодействия с хозсубъектами — ключевой фактор раскрытия картелей»
Из каких источников контролирующий орган узнает о картелях, редакция расспросила заместителя руководителя Хабаровского УФАС России. Поговорили о том, как формируется доказательственная база при подозрении в нарушении законодательства, в чем сложность анализа экономических показателей и что должна помнить компания, которая планирует явку с повинной.

8 ошибок участников госзакупок. Какие рекомендации дает регулятор
Оформление заявки, работа с независимыми гарантиями, представление сведений для применения нацрежима и подача жалоб — все эти вопросы требуют особого внимания бизнеса, участвующего в госзакупках. Кирилл Сомов, начальник отдела обжалования государственных закупок Московского УФАС России на основе практики управления сделал подборку восьми типичных ошибок поставщиков и дал рекомендации, как их не допустить.

 

СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР
___________________________________________

Анна Симаченко, юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп», подготовила обзор свежей судебной практики.

Вы узнаете, что:

  • УФАС не вправе проверять обоснованность НМЦК;
  • антиконкурентное соглашение при заключении прямых договоров на обслуживание МКД не доказано;
  • квалификация участника может оцениваться индексом деловой репутации;
  • кассация не согласилась с включением в РНП поставщика, нарушившего срок исполнения из-за санкций;
  • антимонопольный орган необоснованно отложил принятие решения по жалобе;
  • УФАС правомерно отказало в ознакомлении с материалами дела с пометкой «ДСП».

За свежей судебной практикой по антимонопольным спорам вы можете также следить здесь.

Главная цифра

11

обзор судебных антимонопольных споров за 2024 г. опубликован на сайте

Опрос
Нам очень интересно, кто посещает сайт «Конкуренции и права». Итак, Вы: