Четверг, 29 февраля 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 4, 2023 (июль-август)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 4, 2023 (июль-август)

СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА
___________________________________________

Экономика в фаворе

В 2021 г. Пленум ВС РФ рекомендовал судам более детально исследовать объективные экономические причины поведения участников рынка, оценивать возможность извлечения выгоды и устанавливать причинно-следственную связь между договоренностью и противоправными последствиями. Это изменило подходы к доказыванию картелей. И уже сегодня в практике есть пример, когда высшая судебная инстанция отправила дело на новое рассмотрение на основании его экономической части. Об этом рассказывает главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.

См. также английскую версию статьи.

 

ТЕМА НОМЕРА

СГОВОРЫ: РИСКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ
___________________________________________

Григорий Радионов: «Формирование в обществе отрицательного отношения к картелям — важнейшая задача антимонопольной службы».

Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Григорий Радионов прокомментировал для журнала «Конкуренция и право» промежуточные итоги и новые подходы при выявлении и пресечении антиконкурентных соглашений, рассказал о практике взаимодействия с правоохранительными органами и поделился планами на ближайшую перспективу.

О проблемах при квалификации действий по статье 178 УК РФ

Арсенал задействованных законодателем в ст. 178 УК РФ квалифицирующих признаков ограничения конкуренции достаточно традиционный для особенной части отечественного уголовного закона. Но некоторые из них с учетом специфики этого преступления и сложности в правоприменении требуют дополнительного анализа. Антон Тесленко, начальник Контрольно-финансового управления ФАС России, канд. юрид. наук, предлагает рассмотреть проблемы, возникающие при квалификации действий лиц по ст. 178 УК РФ..

Программа освобождения от ответственности. Что изменилось в правилах явки с повинной

Программа освобождения от административной ответственности за заключение антиконкурентных соглашений начала действовать более 15 лет назад. За это время в антимонопольное и административное законодательство были внесены существенные поправки, преобразовавшие подходы к применению «мягкого права». Клара Батанова, заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России, рассказывает, какие ключевые изменения произошли не только в законах, но и на практике.

Опрос как способ получения доказательств по антимонопольным делам

Физических следов заключения антиконкурентного соглашения может и не быть. Благодаря развитию цифровых технологий участники картеля способны его создавать и координировать, согласовывать свои действия без личных встреч, переговоров, переписки, отметок в сетях передачи данных. Поэтому контролирующие органы для выявления нарушений изучают большой массив косвенных доказательств. При сборе и исследовании информации используется, в частности опрос. В процедуре этого метода предлагают разобраться:

  • руководитель Курского УФАС России, канд. юрид. наук Юрий Комов;
  • заместитель руководителя управления — начальник отдела товарных и финансовых рынков Курского УФАС России Оксана Бородина;
  • специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Курского УФАС России Татьяна Горбачева.

Картели в цифрах

Для пресечения недобросовестных практик, когда компании для реализации антиконкурентных договоренностей и их сокрытия применяют цифровые алгоритмы (чат-боты, аукционные роботы, МPN и др.), внесены поправки в КоАП РФ. В 2023 г.

КС РФ рассмотрел два важных вопроса: картельные иммунитеты для подконтрольной группы лиц и исчисление дохода по ст. 178 УК РФ.

Подробности этих и других новостей – в материале рубрики.

 

МАСТЕР-КЛАСС
___________________________________________

Как обжаловать действия заказчика в административном порядке

При закупках в рамках Закона № 44-ФЗ любой потенциальный участник может столкнуться с неправомерными действиями заказчика или оператора электронной площадки. Анна Симаченко, юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп», дает практические рекомендации, как защитить свои права и законные интересы в такой ситуации, составить жалобу и подать ее в ФАС России.

 

В ФОКУСЕ
___________________________________________

Пятый антимонопольный пакет. Обзор изменений

Работа над так называемым цифровым пятым антимонопольным пакетом, который прошел многочисленные итерации и обсуждения, завершена. Законы подписаны и 1 сентября 2023 г. вступают в силу. Елена Соколовская, главный эксперт журнала «Конкуренция и право», и Анна Симаченко, юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп», рассказывают, какие ключевые поправки внесены в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и КоАП РФ.

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
___________________________________________

Как настроить механизмы ценообразования в рамках госконтракта

Сейчас период волатильности цен, вызванной изменением конъюнктуры рынков и последствиями режима антироссийских санкций. В таких условиях выполнение госконтрактов в РФ подвержено дополнительному риску: цена, по которой компания реализует заказчику продукцию или услуги, фиксируется более жестко, чем стоимость сырья. Чтобы снизить этот риск, необходимо разработать методы адаптации цены госконтракта к высокой волатильности стоимости материалов. Проблему на примере строительного рынка предлагают изучить:

  • заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС, д-р экон. наук, профессор Андрей Шаститко;
  • младший научный сотрудник кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС Анна Мелешкина.

 

ПРАКТИКА УФАС
___________________________________________

Неисполнение госконтракта: ответственность сторон

Законодательством предусмотрены две группы ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта: материальная и репутационная. При этом спектр наказаний для исполнителя значительно шире, чем для заказчика. Опираясь на практику судов и регулятора, вопрос ответственности проанализировали:

  • главный специалист-эксперт Татарстанского УФАС России, магистрант Казанского (Приволжского) федерального университета Лейла Акперова;
  • заместитель директора — начальник организационного отдела Учебно-методического центра ФАС России Валерий Казаков.

 

СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР
___________________________________________

Прекращение торговой сетью сотрудничества с поставщиком может квалифицироваться как нарушение закона; несогласие контрагента с повышением тарифа представляет собой гражданско-правовой спор, возникший в ходе исполнения договора; использование единой инфраструктуры при участии в торгах, наличие между участниками финансовой и кадровой взаимосвязи сами по себе не свидетельствуют о наличии картеля. Аргументацию судов по этим и другим вопросам изучила младший юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Элина Галиева.

За свежей судебной практикой по антимонопольным спорам вы можете также следить здесь.

Цифра недели

1

выпуск журнала «Конкуренция и право» за 2024 г. опубликован в электронной версии

Опрос
Какие риски при работе с контрагентами нужно оценивать в первую очередь в качестве смежных с антимонопольными/закупочными?