Воскресенье, 16 июня 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 6, 2022 (ноябрь-декабрь)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 6, 2022 (ноябрь-декабрь)

СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА
___________________________________________

ГОСТ по антимонопольному комплаенсу

Пакет документов, которые помогают бизнесу разработать эффективную комплаенс-систему и понять процесс ее внедрения, пополнился национальным стандартом. Он начнет действовать с 2023 г. и направлен на формирование единых правил и процедур при внедрении компаниями инструментов предупреждения антимонопольных рисков. Что предлагает стандарт и какие вопросы возникают в связи с его принятием? Рассказывает главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.

См. также английскую версию статьи.

 

ТЕМА НОМЕРА

МАСТЕР-КЛАСС ПО КОМПЛАЕНСУ
___________________________________________

Уроки по комплаенсу с регулятором

10 ноября 2022 г. представители ФАС России специально для участников Антимонопольного клуба под эгидой журнала «Конкуренция и право» провели мастер-класс по антимонопольному комплаенсу. В чем ключ к успешному согласованию c ведомством документов по внедрению системы предупреждения рисков? Из-за чего чаще всего отказывают в одобрении и каких формулировок следует избегать? Как компаниям провести работу над ошибками? Подробности в нашем репортаже.

«Необходимы систематизация правил и методическая помощь по вопросам комплаенса для бизнеса»

С 2023 г. вводится в действие национальный стандарт по антимонопольному комплаенсу. Разработку этого масштабного документа инициировала Ассоциация комплаенс-менеджеров. Председатель Правления ассоциации Вадим Владимирович Соловьев рассказал журналу «Конкуренция и право», чем новый ГОСТ полезен бизнесу и какие шаги нужны, чтобы и дальше развивать механизмы предупреждения антитраст-рисков.

Закупочный комплаенс. На что обратить внимание

Ответственность перед регуляторами и партнерами за недобросовестные действия подрядчиков бизнесу приходится нести как за свои собственные. Поэтому нужно тщательно проверять и подбирать потенциальных контрагентов в сфере закупок, оформлять отношения с ними, прорабатывая меры по предупреждению нарушений в этой области. Расскажем об основных индикаторах закупочных рисков и этапах проверки контрагентов. Эта информация будет полезна и в рамках Закона № 223-ФЗ, уверена директор по качеству, соблюдению этических норм и развитию компетенций TABLOGIX Ольга Островская.

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ
___________________________________________

В новом выпуске рубрики рассказываем о положениях закона о расширении антикартельных полномочий ФАС России, продлении специальных мер в сфере госзакупок и об интерактивном калькуляторе штрафов за нарушения правил конкуренции, который заработал на сайте ЕЭК.

 

В ФОКУСЕ
___________________________________________

Экономическая экспертиза: что нового предложил пятый пакет

Пятый антимонопольный пакет вводит комплекс норм о привлечении экспертов к рассмотрению ходатайств в рамках контроля за сделками экономической концентрации, а также к расследованию дел о нарушении конкурентного законодательства. Поправки фиксируют, как происходит назначение эксперта, каким требованиям должен отвечать субъект, которому присваивается такой процессуальный статус в административной процедуре. Какие вопросы решает, а какие оставляет открытыми предложенный институт, разбираются:

  • заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ, профессор, докторр экон. наук Андрей Шаститко;
  • магистр экономики, младший научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ Кирилл Дозмаров.

 

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ
___________________________________________

Антимонопольное регулирование агрегаторов: практика и инициативы

В пандемию цифровые платформы сильно подняли свою потребительскую ценность и увеличили долю на рынке. Учитывая, что особую популярность в РФ набирают агрегаторы, у антимонопольного ведомства появилась новая задача: разработать эффективный механизм контроля за их деятельностью и за конкуренцией на соответствующих рынках. Консультант юридической компании «Каменская & партнеры» Артем Анпилогов разбирается, что предпринимает ФАС России, чтобы успеть за новыми тенденциями, какие проблемы возникают в регулировании, а также какие законодательные изменения рассматриваются.

О критериях доминирования для агрегаторов рассуждает партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская.

О коллизии норм ГК РФ и Закона № 44-ФЗ о представительстве

Цифровизация закупочных процедур привела к блокированию представительства в торгах на приобретение недвижимости и несостыковке норм Гражданского кодекса РФ и Закона № 44-ФЗ. Доцент кафедры гражданского права МГЮА имени О.Е. Кутафина, заместитель директора департамента обучения ООО «РТС-тендер», кандидат юридических наук, основатель телеграм-канала «Закупки и госзаказ» Филипп Тасалов проанализирует проблему на примере антимонопольной и судебной практики.

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
___________________________________________

Конкуренция и цены в контексте биржевой торговли

С 2009 г. в России законодательно предусмотрено использование биржевого инструмента в целях нивелирования последствий монополистической деятельности. Сегодня возникли инициатива и административный запрос на то, чтобы расширить применение биржевого механизма, в том числе распространив его действие на новые рынки. Цель – обеспечить конкуренцию, а также справедливую цену. Но есть риски обратного эффекта. Доцент Высшей школы правоведения ИГСУ РАНХиГС, член Научного совета РАН по вопросам развития и защиты конкуренции, кандидат экономических наук, член Ассоциации антимонопольных экспертов Игорь Башлаков-Николаев изучит вопросы реального и возможного влияния биржевой торговли на антимонопольное и тарифное регулирование. 

Соглашения о разделе товарного рынка. Поворот в квалификации

Российское законодательство содержит запрет per se на картели. Антимонопольный орган трактует его как освобождение от доказывания наличия последствий для конкуренции, в том числе в случаях выявления устных договоренностей. Несмотря на многолетнюю практику применения такой квалификации по картелям о разделе рынка, в официальных документах ФАС России стандарты ее доказывания не закреплены. Нет единой позиции и у судов, утверждает независимый эксперт, соискатель ученой степени кандидата экономических наук Ирина Гагарина.

 

ПРАКТИКА УФАС
___________________________________________

«Необходимо распространить инструмент предупреждения на нарушения в сфере госзакупок»

Руководитель Карельского УФАС России Артур Борисович Пряхин рассказал редакции журнала «Конкуренция и право» о «ценовом поведении» бизнеса во время санкций и пандемии, а также о том, какие способы профилактики злоупотреблений использует ведомство и как считает нужным их развивать.

 

СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР
___________________________________________

ВС РФ указал, доказывают ли нарушения Закона № 44-ФЗ на торгах наличие антиконкурентного соглашения; кассация напомнила, как информация признается рекламой; суды поспорили, обязан ли победитель закупки подписать договор, если переговоры о снижении его цены затянулись. Эти и другие решения судов изучила младший юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Элина Галиева.

За свежей судебной практикой по антимонопольным спорам вы можете также следить здесь.

Цифра недели

15

раз — во столько вырос объем взаимных госзакупок у поставщиков стран ЕАЭС с начала работы Союза по 2022 г.

Опрос
Применяет ли ваша компания в своих бизнес-процессах ИИ-решения?