О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

Андрей Тенишев рассказал о нарушениях в фармотрасли и работе ФАС России в период пандемии
20 октября 2020 г.

Разработан порядок госрегулирования предельных отпускных цен производителей на жизненно важные лекарства
20 октября 2020 г.

ЕЭК предложила изучать опыт региональных организаций по защите конкуренции на площадке ежегодных сессий ЮНКТАД
20 октября 2020 г.

Анонс: 30 октября пройдет круглый стол «За текстом рекламы: как предотвратить риски»
20 октября 2020 г.

Мэрия Москвы проверит тарифы доставки «Яндекса» и Delivery Club на предмет нарушения антимонопольного законодательства
20 октября 2020 г.

Анонс: 21 октября состоится круглый стол «Подходы к анализу конкуренции на финансовом рынке. Ценовая конкуренция и ценовое регулирование»
20 октября 2020 г.

«РУФОРМ» получил предупреждение вместо штрафа за нарушение Закона о рекламе
20 октября 2020 г.

За непредставление предложения о цене продукции по гособоронзаказу могут ввести штрафы
20 октября 2020 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 19673
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 16429
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 16397
Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 37136
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 18762
 Обзоры

 Анонcы

6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020»
12–13 ноября 2020 г. пройдет 6-я практическая конференция «Управление юридическими рисками: статус 2020». Организатор – компания «Диалог Менеджмент Партнерс».
Полный текст



Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 3, 2020 (май-июнь)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 3, 2020 (май-июнь)

СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА

Антимонопольное оздоровление

Кризис обострил необходимость более эффективно применять антимонопольные меры в случаях, когда допущены нарушения в социально значимых сферах, таких как фармацевтика и здравоохранение. Особенно актуальна проблема недобросовестного поведения игроков этих рынков на фоне тяжелой эпидемиологической обстановки. Такие нарушения, обусловленные возросшей потребностью в определенных категориях товаров и услуг, ФАС России держит на карандаше. Подробнее – в материале главного эксперта журнала «Конкуренция и право» Елены Соколовской.

 

ТЕМА НОМЕРА

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

«Восстановить экономику, попирая антимонопольные правила, невозможно»

Заместитель руководителя ФАС России Сергей Анатольевич Пузыревский рассказывает, какие антикризисные решения в антимонопольной сфере могут получить развитие, призывает бизнес активнее использовать имеющиеся в законодательстве возможности и обращаться в ведомство за согласованием допустимых форм проконкурентного сотрудничества, а также акцентирует внимание на тех вопросах, без решения которых нельзя эффективно настроить регулирование в условиях обновленной цифровой реальности.

Тенденции антимонопольного регулирования в условиях кризиса. Российская и зарубежные практики

Бизнес стремится компенсировать финансовые потери, которые несет из-за эпидемиологического кризиса. При этом компании могут использовать неправомерные способы увеличения прибыли, вытесняя конкурентов с рынка и ущемляя права потребителей. В таких условиях складываются две противоположные тенденции: с одной стороны, государства смягчают контроль, с другой – в ряде отраслей регулирование, наоборот, усиливается. Партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская и юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Гюльнара Мамедова выявляют и сопоставляют основные направления антимонопольной политики в разных странах.

Посткризисный антитраст

Представители бизнеса и науки, опрошенные редакцией «Конкуренции и права», рассуждают о будущем антимонопольного регулирования после карантина: ждет ли его обновленная реальность, какие дополнительные механизмы необходимы для стабилизации ситуации на рынках, нужно ли сделать постоянными меры, введенные ФАС России на время ограничений, а от каких подходов стоит отказаться. В опросе приняли участие:

  • руководитель практики по антимонопольному праву и закупкам ПАО «МегаФон» Дмитрий Абрамов;
  • начальник правового отдела ПАО «Якутская топливно-энергетическая компания» Мария Афанасьева;
  • советник ПАО «НОВАТЭК», член Ассоциации антимонопольных экспертов, кандидат экономических наук Игорь Башлаков-Николаев;
  • руководитель отдела правовой практики ИС/ИТ и антимонопольного права ООО «Яндекс», магистр права (Университет Беркли) Роман Крупенин;
  • PhD, LL.M., исследователь Центра по антимонопольной политике Университета Восточной Англии Наталья Мосунова;
  • доцент кафедры коммерческого права СПбГУ, член Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при ФАС России Дмитрий Петров;
  • научный сотрудник Международного центра конкурентного права и политики БРИКС, кандидат политических наук Анна Позднякова.

Снижение финансовой нагрузки на участников закупки: нерешенные вопросы

В связи с пандемией COVID-19 в законодательство о контрактной системе внесены антивирусные поправки об обеспечении исполнения контрактных обязательств. Если до недавнего времени действовала модель императивных требований, то теперь участники закупок для государственных и муниципальных нужд получили на первый взгляд бóльшую свободу и диспозитивное регулирование. Руководитель управления по нормотворческой работе и правоприменительной практике электронной площадки «РТС-тендер», кандидат юридических наук Филипп Тасалов разбирается, так ли это и какие последствия для заказчиков и поставщиков несут новые изменения.

Как изменилось закупочное законодательство

Бóльшая часть антикризисных изменений, принятых в сфере защиты конкуренции для поддержки бизнеса, в том числе в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, касается законодательства о государственных и муниципальных закупках, а также о закупках отдельными видами юридических лиц. Партнер, руководитель антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Елена Соколовская и юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Гюльнара Мамедова рассматривают основные блоки поправок.

 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

С начала действия ограничений из-за COVID-19 ФАС России провела на четверть больше внеплановых проверок по делам о картелях и других антиконкурентных соглашениях, чем за тот же период прошлого года. Как пандемия изменила работу регулятора, читайте в рубрике «Цифры и факты».

 

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ

Требования к деловой репутации, опыту и профессионализму участников закупки. Изучаем практику

При проведении закупок многие заказчики предъявляют требования к деловой репутации, опыту или профессионализму поставщиков. Эти показатели трудно измерить и оценить, в связи с чем на этапе допуска к торгам часто возникают юридические риски. Понять, в каких случаях установление таких критериев законно, а в каких нет, помогает анализ судебной и правоприменительной практики. Опираясь на нее, партнер, руководитель практики антимонопольного/конкурентного права АБ BGP Litigation Ирина Акимова и юрист АБ BGP LitigationАнтон Селиверстов выводят основные правила, соблюдение которых позволит не допустить нарушений закона.

Своей позицией по вопросу делится также юрист санкт-петербургской корпоративной практики «Пепеляев Групп» Елена Рыбальченко.

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Дробление закупок: проблемы определения и квалификации

Правовая природа дробления закупок до сих пор не получила четкого определения и легально закрепленных признаков. Из-за этого не всегда понятно, когда закупки у единственного поставщика, совершаемые с целью обеспечить государственные и муниципальные нужды, несомненно представляют собой правонарушение, а когда могут быть законны. Несмотря на разъяснения регулятора по этому вопросу, остаются проблемы в разграничении этих двух случаев на практике. Но выход из ситуации правовой неопределенности все же есть, уверена магистрант Сибирского юридического университета, главный юрисконсульт ООО «Институт „Кластер“» Анна Миняева.

 

ПРАКТИКА УФАС

10 вопросов руководителю Хакасского УФАС России

Что изменилось в работе Хакасского УФАС России в связи с пандемией COVID-19? Чем необычно одно из самых сложных расследований региона – дело о «перетопе»? И почему борьбу с тендерными рейдерами в территориальном антимонопольном органе считают бессмысленной? Отвечает руководитель управления Ксения Александровна Лебедева.

 

СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР

ВС РФ признал правомерными комиссии за оплату услуг ЖКХ и указал, что внести сведения о недобросовестном подрядчике в РНП можно даже после того, как истек срок контракта. Эти и другие позиции судов изучены в новом дайджесте судебной практики по антимонопольным спорам, который подготовила юрист санкт-петербургской корпоративной практики «Пепеляев Групп» Елена Рыбальченко.






№ 4, 2020 (июль-август)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?

  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.