Среда, 9 октября 2024 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 5, 2017 (сентябрь-октябрь)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 5, 2017 (сентябрь-октябрь)

СЛОВО ГЛАВНОГО ЭКСПЕРТА

Факторы риска

Контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти активно реформируется. В частности, планируется внедрить риск-ориентированный подход и в антимонопольной сфере. Как изменится порядок проведения плановых проверок и в каких случаях компании могут рассчитывать на уменьшение их периодичности, описывает главный эксперт журнала «Конкуренция и право» Елена Соколовская.

ТЕМА НОМЕРА

СМАРТ-РЕГУЛИРОВАНИЕ

Антимонопольный контроль: новая модель (читать в электронном журнале)

Риск-ориентированная кампания, которая охватила плановые антимонопольные проверки, в перспективе дойдет и до внеплановых. Как будут работать система ранжирования по категориям риска и так называемые лифты для его понижения или повышения? Кто находится в центре особого внимания, а в каких сферах регулирования плановый контроль будет упразднен? Об этом, а также о том, как будут реализовываться новые направления смарт-регулирования, – в интервью заместителя руководителя ФАС России, кандидата юридических наук Сергея Анатольевича Пузыревского.

Конкуренция без санкций и штрафов (читать в электронном журнале)

Антимонопольная сфера – первое направление в Евразийском экономическом союзе, где создано наднациональное управление. И уже на начальном этапе провозглашалась необходимость применять к хозяйствующим субъектам меры предупредительного характера, смещать акценты с наказания за нарушение на профилактику и предупреждение. Как идет эта работа и какие инструменты «мягкого права» планируется внедрить в ближайшее время, рассказывает член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Марат Апсеметович Кусаинов.

Универсальный «оборонный» комплаенс (читать в электронном журнале)

В апреле 2017 г. для российского бизнеса появился ориентир в сфере антимонопольного комплаенса: Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по внедрению комплаенс-системы для организаций оборонно-промышленного комплекса и исполнителей гособоронзаказа. И хотя название документа говорит об отраслевой специфике, в самом тексте «оборонной» составляющей нет. Универсальны ли рекомендации? Как понимать заявления представителей ФАС России об их «добровольно-принудительном» характере? Чем грозит закрепленное в этом документе положение о необходимости раскрывать информацию о действующей комплаенс-системе? Что, возможно, стоило бы изменить? На эти вопросы редакции ответили:

-       начальник отдела научно-методологического обеспечения диверсификации ОПК ЦНИИ «Центр» (Минпромторг России), член рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа Экспертного совета в сфере гособоронзаказа при ФАС России Денис Журенков;

-       директор постоянного представительства в Москве ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» Владимир Кудрявцев;

-       директор по правовым и имущественным вопросам АО «Концерн „Калашников“» Константин Мамилов.

Институт предупреждения: итоги, практика и перспективы (читать в электронном журнале)

За время существования институт предупреждения успел доказать свою эффективность. Как показывает практика его использования территориальными управлениями ФАС России и судами, он способствует снижению числа антимонопольных дел и в конечном счете помогает достичь целей либерализации законодательства о защите конкуренции. В связи с этим, возможно, сфера его применения будет расширена. Об этом рассказывает начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов.

Санкции за антиконкурентные соглашения и согласованные действия. Рациональный подход (читать в электронном журнале)

В КоАП РФ внесены изменения, которые уточнили размер санкций за заключение соглашений и совершение согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции. В результате система привлечения нарушителей к административной ответственности стала более гибкой. Формально закреплен подход, учитывающий степень общественной опасности разных видов нарушений. Новые санкции анализирует юрист антимонопольной практики «Пепеляев Групп» Александр Гаврилов.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Каков размер первого в практике ЕЭК штрафа за нарушение общих правил конкуренции ЕАЭС? В каких сферах ФАС России обнаруживает картели наиболее часто? Как будет построено антимонопольное регулирование цифровых рынков? Ответы на эти вопросы вы узнаете из рубрики «Цифры и факты».

ДЕЛОВЫЕ ВСТРЕЧИ

Антимонопольный комплаенс: взгляд регулятора, бизнеса и юристов

Репортаж с конференции газеты «Ведомости» «Перспективы развития антимонопольного комплаенса в России», прошедшей 30 августа 2017 г.

ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ

«Каждая закупка индивидуальна, общего рецепта не выпишешь»

28 июня 2017 г. Президиум ВС РФ утвердил Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства о контрактной системе. Это долгожданный документ: разъяснения такого рода не принимались с 2005 г., когда действовал еще Закон № 94-ФЗ. Отраженные в Обзоре правовые позиции комментирует главный консультант Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики ВС РФ Владимир Викторович Сафонов.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Аренда: антимонопольные аспекты (читать в электронном журнале)

Государственное и муниципальное имущество, в том числе закрепленное на вещном праве, может быть сдано в аренду. Возникающие при этом арендные отношения в каждом из случаев – когда публично-правовое образование выступает арендатором либо арендодателем – имеют свои особенности. Их регулирование вызывает вопросы, к решению которых ФАС России и суды нередко подходят по-разному. Какие поправки в законодательство готовятся в этой сфере и смогут ли они решить часть проблем, рассуждает заместитель начальника отдела анализа и мониторинга закупок Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Евгений Бессмертных.

Бизнес в России. Антимонопольные риски иностранных компаний (читать в электронном журнале)

Распространяются ли требования российского антимонопольного законодательства на иностранные компании, деятельность которых потенциально может оказывать влияние на состояние конкуренции в РФ? Практика регулятора и судов подсказывает ответ: скорее распространяются. С учетом этого в ряде случаев зарубежным компаниям стоит принимать во внимание установленные в РФ ограничения, а также отслеживать тенденции административной и судебной практики при рассмотрении споров о привлечении к ответственности за их нарушение. Об этом читайте в статье юриста коммерческой группы юридической фирмы Vegas Lex Анастасии Чередовой.

ПРАКТИКА УФАС

На защите фирменного наименования (читать в электронном журнале)

Сегодня законодательство, регулирующее вопросы пресечения недобросовестной конкуренции, – одно из наиболее эффективных средств правовой защиты. Об этом свидетельствует увеличившееся количество обращений правообладателей товарных знаков и объектов интеллектуальной собственности в антимонопольные органы и суды. В то же время злоупотребление правами может обернуться против самого же заявителя. Это подтверждают дела, которые разбирает заместитель руководителя УФАС по Республике Татарстан Игорь Павлов.

СУДЕБНЫЙ НАВИГАТОР (читать в электронном журнале)

Использование в рекламе образа зомби может быть квалифицировано как нарушение Закона о рекламе. Установление двух начальных (максимальных) цен договоров (цен лота) для участников закупки в зависимости от применяемых ими систем налогообложения не соответствует Закону № 223-ФЗ. Антимонопольный орган должен принять жалобу на действия заказчика, если участник отправил ее через организацию связи до заключения контракта, соблюдая сроки. Эти и другие выводы судов изучает юрист санкт-петербургской корпоративной практики «Пепеляев Групп» Елена Рыбальченко.

Цифра недели

14

федеральных торговых сетей получат запросы ФАС России

Опрос
Нам очень интересно, кто посещает сайт «Конкуренции и права». Итак, Вы:
Будем рады вашему участию в опросе редакции журнала «Конкуренция и право». Это займет меньше минуты.

Принять участие в опросе