Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости и события

Раскрыт сговор на торгах по ремонту и строительству дорог в Воронежской области на 88 млн руб.
14 декабря 2018 г.

Доклад ФАС России о конкурентной политике в государствах СНГ в условиях цифровой экономики одобрили члены Экономического совета СНГ
14 декабря 2018 г.

«Охотничьи просторы» проиграли апелляцию в споре с УФАС о нарушениях на торгах
14 декабря 2018 г.

ФАС России скорректирует инициативу об отмене иммунитетов применения антимонопольного законодательства для интеллектуальной собственности
14 декабря 2018 г.

все новости
 Самое читаемое

- Тенденции в антимонопольном праве США, ЕС и Китая
58
- Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
15736
- Правовое регулирование использования product placement в России
7960
- Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
13309
- Компетенция вне границ
154
- XIV деловой форум «Юридический форум России». Сессия «Антимонопольное регулирование 2018»
4419
 Обзоры




Главная /  Главные сюжеты /  Факторы риска
Факторы риска


Контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти активно реформируется. В частности, планируется внедрить риск-ориентированный подход и в антимонопольной сфере. Рассмотрим, как изменится порядок проведения плановых проверок и в каких случаях компании могут рассчитывать на уменьшение их периодичности.

 

Риск-ориентированный подход — это глобальная государственная программа по реформированию контрольно-надзорной деятельности госорганов. Она уже охватила около 40 сфер, в том числе транспортную безопасность, оборот алкогольной продукции, фармацевтику и т. п.

В соответствии с действующей редакцией Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» к областям контрольно-надзорной деятельности, на которые теперь распространяется риск-ориентированный подход, относятся также антимонопольное законодательство, закупки, государственный оборонный заказ, тарифное регулирование и реклама.

ФАС России разработала проекты постановлений Правительства РФ1, направленные на реализацию такого подхода при контроле за соблюдением антимонопольного законодательства (далее — Проект Положения о госконтроле), а также при контроле за соблюдением законодательства о госзакупках.

Проектом Положения о госконтроле предполагается установить три категории риска. От того, к какой из них принадлежит хозяйствующий субъект, будет зависеть частота проведения в отношении него плановых проверок ФАС России. Основные факторы отнесения к той или иной категории: 

  • статус хозяйствующего субъекта: является он субъектом естественной монополии или нет;
  • годовой объем его выручки;
  • отрасль (сфера) экономики, в которой осуществляется экономическая деятельность. 

В текущей редакции Проекта Положения о госконтроле предусмотрено право на понижение категории риска при наличии в совокупности двух условий: 

  • отсутствие на дату принятия решения вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение следующих правонарушений: злоупотребление доминирующим положением; заключение антиконкурентных соглашений, осуществление согласованных действий и координации экономической деятельности; недобросовестная конкуренция; нарушение антимонопольных правил при осуществлении торговой деятельности; невыполнение решений и предписаний антимонопольного органа; непредставление ходатайств и уведомлений, сведений (информации) в антимонопольный орган в течение трех лет до даты принятия решения о присвоении (изменении) категории риска;
  • функционирование у хозяйствующего субъекта в течение не менее одного года системы внутреннего обеспечения соответствия его деятельности требованиям антимонопольного законодательства (далее — Система), требования к которой определяются ФАС России. 

Во втором пункте фактически речь идет об антимонопольном комплаенсе в компании, понятие которого планируется закрепить в российском антимонопольном законодательстве. Соответствующий законопроект подготовлен и активно обсуждается (проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Безусловно, реализация инициативы ФАС России позволит снизить административную нагрузку на бизнес и оптимизировать работу антимонопольного органа. Разумным также будет при понижении категории риска учитывать характер совершенных субъектом рынка нарушений антимонопольного законодательства и отраслевую специфику его деятельности.

С принятием этого постановления о госконтроле антимонопольная служба должна будет разработать отдельный подзаконный нормативный акт, установив в нем требования к функционированию Системы.

Очевидно, что понижение категории риска должно происходить, только если в компании внедрена реально работающая и эффективно действующая Система. Однако на сегодня ни в законопроекте, ни в Проекте Положения о госконтроле не предусмотрены критерии оценки такой эффективности, на которые могли бы ориентироваться как бизнес, так и антимонопольный орган.

Без подзаконного акта реализовать инициативу будет весьма затруднительно. Надеемся, что ФАС России при этом учтет мнение представителей бизнеса и экспертного сообщества о том, что следует включить в список требований. Более того, хозяйствующим субъектам должна быть предоставлена возможность самостоятельно дополнять его в зависимости от специфики их деятельности и изменений бизнес-процессов.

 

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

 

 

[1] Проекты постановлений Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации» и «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц к определенной категории риска при осуществлении Федеральной антимонопольной службой контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


22 сентября 2017 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.








 

№ 5, 2018 (сентябрь-октябрь)

 Опрос

Какие законодательные шаги необходимо предпринять в первую очередь для эффективного развития конкуренции на уровне ЕАЭС?