Подписка
Новости и события

ИАС госзакупок препаратов демонстрирует первые результаты
23 октября 2017 г.

Рачик Петросян о ключевых проблемах в сфере госзакупок
23 октября 2017 г.

Возбуждено дело о медицинском картеле на 185-ти аукционах
23 октября 2017 г.

Госорганам запретят закупать зарубежное программное обеспечение
20 октября 2017 г.

все новости
 Самое читаемое

- О конкуренции алгоритмов, больших данных и первых цифровых кейсах
623
- Верховный Суд РФ задает вектор развития антимонопольного законодательства
1386
- Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
13487
- Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
3648
- Антимонопольный комплаенс: взгляд регулятора, бизнеса и юристов
679
- Факторы риска
343
Обзоры

Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 40, за 9–15 октября 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 39, за 2–8 октября 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 38, за 25 сентября – 1 октября 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 37, за 18–24 сентября 2017 г.
Конкуренция и право: события недели - Выпуск № 36, за 11–17 сентября 2017 г.
архив
Анонcы

Антимонопольное регулирование в России
Деловая газета «Ведомости», Ассоциация антимонопольных экспертов, Федеральная антимонопольная служба приглашают принять участие в работе IX ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование в России», которая пройдет 27 октября 2017 г. в Москве.
Полный текст
Управление юридическими рисками: статус 2017
Компания «Диалог Менеджмент Партнерс» приглашает принять участие в 3-й ежегодной практической конференции «Управление юридическими рисками: статус 2017», которая состоится в Москве 1-2 ноября 2017 г.
Полный текст
Эффективное управление интеллектуальными правами в современных условиях рынка
Деловая газета «Ведомости» приглашает принять участие в работе конференции «Эффективное управление интеллектуальными правами в современных условиях рынка», которая пройдет 7 ноября 2017 г. в Санкт-Петербурге.
Полный текст



Главная /  Главные сюжеты /  Факторы риска
Факторы риска


Контрольно-надзорная деятельность органов государственной власти активно реформируется. В частности, планируется внедрить риск-ориентированный подход и в антимонопольной сфере. Рассмотрим, как изменится порядок проведения плановых проверок и в каких случаях компании могут рассчитывать на уменьшение их периодичности.

 

Риск-ориентированный подход — это глобальная государственная программа по реформированию контрольно-надзорной деятельности госорганов. Она уже охватила около 40 сфер, в том числе транспортную безопасность, оборот алкогольной продукции, фармацевтику и т. п.

В соответствии с действующей редакцией Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» к областям контрольно-надзорной деятельности, на которые теперь распространяется риск-ориентированный подход, относятся также антимонопольное законодательство, закупки, государственный оборонный заказ, тарифное регулирование и реклама.

ФАС России разработала проекты постановлений Правительства РФ1, направленные на реализацию такого подхода при контроле за соблюдением антимонопольного законодательства (далее — Проект Положения о госконтроле), а также при контроле за соблюдением законодательства о госзакупках.

Проектом Положения о госконтроле предполагается установить три категории риска. От того, к какой из них принадлежит хозяйствующий субъект, будет зависеть частота проведения в отношении него плановых проверок ФАС России. Основные факторы отнесения к той или иной категории: 

  • статус хозяйствующего субъекта: является он субъектом естественной монополии или нет;
  • годовой объем его выручки;
  • отрасль (сфера) экономики, в которой осуществляется экономическая деятельность. 

В текущей редакции Проекта Положения о госконтроле предусмотрено право на понижение категории риска при наличии в совокупности двух условий: 

  • отсутствие на дату принятия решения вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение следующих правонарушений: злоупотребление доминирующим положением; заключение антиконкурентных соглашений, осуществление согласованных действий и координации экономической деятельности; недобросовестная конкуренция; нарушение антимонопольных правил при осуществлении торговой деятельности; невыполнение решений и предписаний антимонопольного органа; непредставление ходатайств и уведомлений, сведений (информации) в антимонопольный орган в течение трех лет до даты принятия решения о присвоении (изменении) категории риска;
  • функционирование у хозяйствующего субъекта в течение не менее одного года системы внутреннего обеспечения соответствия его деятельности требованиям антимонопольного законодательства (далее — Система), требования к которой определяются ФАС России. 

Во втором пункте фактически речь идет об антимонопольном комплаенсе в компании, понятие которого планируется закрепить в российском антимонопольном законодательстве. Соответствующий законопроект подготовлен и активно обсуждается (проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Безусловно, реализация инициативы ФАС России позволит снизить административную нагрузку на бизнес и оптимизировать работу антимонопольного органа. Разумным также будет при понижении категории риска учитывать характер совершенных субъектом рынка нарушений антимонопольного законодательства и отраслевую специфику его деятельности.

С принятием этого постановления о госконтроле антимонопольная служба должна будет разработать отдельный подзаконный нормативный акт, установив в нем требования к функционированию Системы.

Очевидно, что понижение категории риска должно происходить, только если в компании внедрена реально работающая и эффективно действующая Система. Однако на сегодня ни в законопроекте, ни в Проекте Положения о госконтроле не предусмотрены критерии оценки такой эффективности, на которые могли бы ориентироваться как бизнес, так и антимонопольный орган.

Без подзаконного акта реализовать инициативу будет весьма затруднительно. Надеемся, что ФАС России при этом учтет мнение представителей бизнеса и экспертного сообщества о том, что следует включить в список требований. Более того, хозяйствующим субъектам должна быть предоставлена возможность самостоятельно дополнять его в зависимости от специфики их деятельности и изменений бизнес-процессов.

 

Елена Соколовская,

главный эксперт журнала «Конкуренция и право»

 

 

[1] Проекты постановлений Правительства РФ «Об утверждении Положения о государственном контроле за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации» и «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц к определенной категории риска при осуществлении Федеральной антимонопольной службой контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


22 сентября 2017 г.

Оставить комментарий


Внимание! Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.







Вход для пользователей
Зарегистрироваться

 

№ 4, 2017 (июль-август)

По какой отрасли бизнеса вам наиболее интересны публикации?