Архив журнала «Конкуренция и право»
20 марта вступил в силу Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон).
Закон сузил возможность привлечения лица к уголовной ответственности за ограничение конкуренции, декриминализировав неоднократное злоупотребление доминирующим положением в форме установления и (или) поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованного отказа или уклонения от заключения договора, ограничения доступа на рынок.
Законодатель также уточнил объективную сторону состава преступления, исключив ответственность за недопущение или устранение конкуренции. К уголовной ответственности будут привлекать только за ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами картеля, запрещенного антимонопольным законодательством РФ, если это деяние причинило крупный (особо крупный) ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном (особо крупном) размере.
Кроме того, в десять раз увеличены пороговые значения, необходимые для квалификации противоправного деяния в сфере антимонопольного регулирования в качестве преступления, а именно: определяющие «доход в крупном размере» (свыше 50 млн руб.), «доход в особо крупном размере» (свыше 250 млн руб.), «крупный ущерб» (свыше 10 млн руб.), «особо крупный ущерб» (свыше 30 млн руб.).
Такое существенное повышение показателей дохода и ущерба будет способствовать тому, чтобы уголовному преследованию подвергались только лица, чьи противоправные деяния действительно опасны для конкуренции.
Закон в дополнение к уже имеющимся ввел новое условие освобождения от уголовной ответственности – если лицо первым из соучастников преступления добровольно сообщит о его совершении.
Поскольку освобождение от ответственности возможно лишь при совокупности всех условий, введение дополнительного условия может быть расценено как ухудшающее положение иных участников картеля, сообщивших о совершении преступления уже позднее. Следовательно, новая редакция ст. 178 по смыслу ст. 10 УК РФ обратной силы не имеет и должна применяться к отношениям, возникшим после вступления в силу Закона, то есть после 20 марта 2015 г.
С учетом ранее существовавших случаев возбуждения уголовных дел по рассматриваемой статье УК РФ при освобождении лиц от административной ответственности (примечание 1 к ст. 14.32 КоАП РФ) введение дополнительного условия может и не привести к унификации практики освобождения от административной и уголовной ответственности за создание картеля.
Новая редакция примечания 3 к ст. 178 УК РФ прямо не предусматривает возможности освобождения должностных лиц или иных работников юридического лица от уголовной ответственности в случае, если такое юридическое лицо (соответствующее должностное лицо, иной работник) было ранее освобождено от административной ответственности в порядке, предусмотренном в примечании 1 к ст. 14.32 КоАП РФ. Напротив, если имеются признаки совершенного преступления, подпадающего под ст. 178 УК РФ, освобождение от уголовной ответственности по основаниям, указанным в этом примечании, возможно исключительно в рамках уголовно-правовых процедур и при наличии всех условий.
Следует отметить, что постановление антимонопольного органа о прекращении производства по делу в связи с освобождением от административной ответственности в порядке, установленном в примечании 1 к ст. 14.32 КоАП РФ, не будет иметь преюдициального значения по смыслу ст. 90 УПК РФ для уголовного процесса. Оно может быть лишь приобщено к материалам дела как доказательство в качестве иного документа (п. 6 ч. 2 ст. 74, ст. 84 УПК РФ), которому может быть дана соответствующая оценка в совокупности с другими доказательствами.
Таким образом, освобождение организаций и их сотрудников от административной ответственности в порядке примечания 1 к ст. 14.32 КоАП РФ не исключает риска возможного уголовного преследования таких должностных лиц по ст. 178 УК РФ.
Внесенные изменения в целом свидетельствуют о том, что законодатель либерализовал уголовную ответственность за ограничение конкуренции, предусмотрев ее за самые опасные нарушения антимонопольного законодательства – картели. Это соответствует зарубежным подходам.
Вместе с тем с учетом ранее существовавших случаев возбуждения уголовных дел по ст. 178 УК РФ при освобождении лиц от административной ответственности в порядке примечания 1 к ст. 14.32 КоАП РФ необходимо отслеживать практику применения новой редакции данной статьи Уголовного кодекса РФ.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала
«Конкуренция и право»
Содержание
Тема номера – Анализ товарных рынков
Приказ № 220: бизнес должен быть спокоен
15 марта 2015 г. вступил в силу приказ ФАС России от 30 января 2015 г. № 33/15 «О внесении изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом Федеральной антимонопольной службы от 28 апреля 2010 г. № 220». О том, как шла работа над новой редакцией документа, о сотрудничестве государственных органов, экспертов и представителей бизнеса, а также о том, какие плоды оно принесло, рассказал начальник Аналитического управления ФАС России Алексей Геннадьевич Сушкевич.
«Регламентация облегчит нашу работу»
Изменится ли практика антимонопольного органа при рассмотрении картельных дел в связи с новой редакцией Приказа № 220? На вопрос отвечает начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Петрович Тенишев.
Изменения в анализе рынков – новые гарантии для бизнеса?
Эффективное антимонопольное правоприменение невозможно, если неверно определены характеристики товарного рынка. Решающее значение это обстоятельство имеет также для наложения справедливых административных санкций и некоторых других форм воздействия ФАС России на бизнес. Поэтому так важно четко отрегулировать Порядок, устанавливающий особенности и критерии анализа состояния конкуренции на том или ином рынке. Насколько новая редакция Порядка № 220 отвечает интересам бизнеса, разбираются Олег Москвитин, руководитель антимонопольной практики, и Елена Савостина, младший юрист (Коллегия адвокатов «Муранов, Черняков и партнеры»).
В фокусе
Для повышения эффективности размещения государственного оборонного заказа необходимо изменить правовое регулирование общественных отношений в этой сфере. Игорь Башлаков-Николаев, начальник Юридического управления ФАС России, и Михаил Кирпичев, заместитель начальника Юридического управления ФАС России, предлагают меры, которые, по мнению авторов, помогут обеспечить конкуренцию, а следовательно, снизить издержки и не допустить роста цен на рынке оборонной продукции.
Либерализация уголовной ответственности за ограничение конкуренции
Статья 178 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за нарушения антимонопольного законодательства, считается «спящей». Уже долгое время она выполняет функции скорее общей, нежели специальной превенции, грозя наказанием тем, кто готов посягнуть на конкуренцию. 20 марта вступил в силу Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации». Смогут ли его новеллы вдохнуть новую жизнь в рассматриваемую норму? Комментирует Александр Гаврилов, юрист компании «Пепеляев Групп».
Спор монополиста и ФАС России: уроки одного дела
В феврале Верховный Суд РФ положил конец спору между ОАО «РЖД» и ФАС России. Несколько лет арбитражные суды разных инстанций рассматривали вопрос о том, нарушило ли Общество антимонопольное законодательство, отказавшись выполнить свои обязанности как естественного монополиста в области железнодорожных перевозок по предоставлению грузоотправителям вагонов в нужном количестве и по ценам, регулируемым государством. Это дело во многом поучительное для хозяйственных организаций – участников рынка, а также для судейского корпуса и составителей нормативных правовых актов высокого уровня, считают Анатолий Бондарев, руководитель отдела Союза сахаропроизводителей России, и Елена Чернышева, главный юрисконсульт Союза сахаропроизводителей России.
Актуальные вопросы
Квалификация скидок и оказания услуг: позиция судов
Широкое распространение в торговой деятельности получила практика, когда поставщики продовольственных товаров предоставляют покупателям скидку (в частности, «ретроскидку»), а те оказывают различные услуги по продвижению товаров. Несмотря на отсутствие прямых запретов в Законе о торговле, антимонопольные органы все же усматривают в таких действиях нарушение законодательства. Однако суды не во всех случаях поддерживают эту позицию. Как менялись позиции антимонопольных органов и судов по вопросам предоставления скидок и установления платы за оказание услуг в процентах от общей цены поставленного товара, анализируют Андрей Пеховский, адвокат (Санкт-Петербург), и Елена Рыбальченко, юрист санкт-петербургской корпоративной практики компании «Пепеляев Групп».
О проблеме двойных проверок антимонопольных дел
Нормы Закона о защите конкуренции, устанавливающие основания соответственно для возбуждения и для прекращения дела об антимонопольном нарушении, недостаточно синхронизированы. В результате такой недоработки законодателя сторона, неудовлетворенная судебным решением, может обратиться в ФАС России за рассмотрением той же спорной ситуации. Это не только сталкивает регулятора и суд друг с другом, но и влечет необоснованные временные и организационные издержки контролирующих органов и ответчиков. Наталья Пантюхина, генеральный директор юридической компании «НП-ЭДВАЙС», предлагает пути решения проблемы. Комментирует Игорь Цветков, профессор кафедры коммерческого права МГУ им. М.В. Ломоносова.
Реформа ГК РФ и контрактная система: возможности и риски
Новая редакция ГК РФ в части организации и проведения торгов, правил использования банковских гарантий, последствий прекращения договоров не только внутренне противоречива, но и во многом рассогласована с положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Опираясь на анализ возникающих в связи с этим проблем, практикующий юрист Филипп Тасалов дает практические рекомендации заказчикам и поставщикам по применению общей части обязательственного права к контрактным отношениям.
О навязывании заемщикам договоров страхования
После того как высшие судебные инстанции признали незаконной практику взимания с заемщиков комиссий при оформлении кредитных договоров, многие банки стали навязывать клиентам страхование жизни и здоровья, констатирует юрист Алексей Лейба. В одних случаях удорожание потребительского кредита составляло всего лишь несколько процентов, в других при расчете выяснялось, что общая сумма выплат значительно возрастает.
Практика УФАС
РНП: уклонение участников закупки от заключения контракта
За время существования реестра недобросовестных поставщиков сложились противоречивые судебные подходы к вопросу о его правовой природе. Недостаточно исследован этот институт и в юридической литературе. Начальник отдела контроля закупок УФАС по Пензенской области Елена Казакова, анализируя правоприменительную практику территориальных органов ФАС России и рассмотренные судами споры, ищет решение этой проблемы.
Обзор практики арбитражных судов
Судебный навигатор
Основная тенденция, которую отмечает Елена Рыбальченко, юрист санкт-петербургской корпоративной практики компании «Пепеляев Групп», – процессуальные ошибки, допущенные ФАС России и ее территориальными управлениями при рассмотрении споров о нарушении антимонопольного законодательства, а также ошибки судов в делах об обжаловании актов антимонопольного органа.
Оформить подписку:
- на сайте
- по телефону +7 (495) 649 1806
- по электронной почте podpiska@cljournal.ru
Главная цифра
315
дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.