1 января 2015 г. в сфере защиты конкуренции произошло важное событие – начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В тот же день вступил в силу Договор о ЕАЭС [1], ознаменовавший переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.
На данный момент в ЕАЭС входят четыре страны: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация и, с 2 января 2015 г., Республика Армения[2]. Ожидается, что в ближайшее время к Союзу присоединится Кыргызская Республика[3].
Договор о ЕАЭС предусматривает, что постоянно действующим органом Союза, осуществляющим свою деятельность в области антимонопольного регулирования, конкурентной политики, естественных монополий и государственных и (или) муниципальных закупок, является Евразийская экономическая комиссия (далее – ЕЭК). Она начала работу с 2 февраля 2012 г. в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.
К функциям ЕЭК относятся контроль и пресечение нарушений, оказывающих или способных оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, т.е. на территориях двух и более государств-членов (за исключением финансовых рынков). Это основной признак для разграничения компетенций ЕЭК и уполномоченных органов государств – членов ЕАЭС.
Договор о ЕАЭС устанавливает четкие критерии для каждого вида запрета, предусмотренного Общими правилами конкуренции. ЕЭК призвана содействовать пресечению случаев, когда эти правила нарушаются на трансграничных ранках.
Нарушения на рынках, не подпадающих под определение трансграничности[4], расследуются национальными антимонопольными органами самостоятельно или в сотрудничестве друг с другом. В Договоре о ЕАЭС указаны формы взаимодействия как антимонопольных органов государств-членов между собой, так и ЕЭК с ними при осуществлении контроля за соблюдением Общих правил конкуренции.
Запреты, установленные Договором о ЕАЭС и Модельным законом «О защите конкуренции»[5], эквивалентны требованиям российского Закона о защите конкуренции[6]и имеют небольшие отличия от запретов в других государствах – членах Союза.
Ответственность за нарушения принципов и правил конкуренции, предусмотренная Договором о ЕАЭС и идентичная российским мерам ответственности для юридических лиц, установлена в форме штрафов. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей они более строгие (до 150 тыс. российских рублей) по сравнению с административными штрафами, закрепленными в КоАП РФ.
В настоящее время для осуществления полноценных расследований создана достаточная нормативная база ЕЭК. Она включает в себя документы (помимо перечисленных выше), принятые до вступления в силу Договора о ЕАЭС. А именно:
Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении ЕЭК полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции[14].
ЕЭК относит к трансграничным следующие рынки: электрической энергии, нефти и газа, угля, фармацевтической деятельности, международных телекоммуникационных услуг (роуминга), международных авиа- и железнодорожных перевозок, продовольственных товаров, минеральных удобрений и цемента.
Таким образом, на сегодня имеются все правовые механизмы для того, чтобы ЕЭК начала реальные расследования, а также определены приоритетные сегменты экономики, которые в первую очередь попадут в ее поле зрения.
Мы будем информировать вас о практике ЕЭК по рассмотрению антимонопольных дел, которая, несомненно, появится в ближайшем будущем.
Елена Соколовская,
главный эксперт журнала
"Конкуренция и право"
Содержание
Тема номера - Антимонопольная интеграция
Трансграничный стартап
30 января 2015 г. Евразийская экономическая комиссия провела в Москве совещание руководителей антимонопольных органов государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Антимонопольный квинтет. Национальные особенности наднационального регулирования
ЕЭК приступает к работе в полную силу и в рамках обновленного формата евразийского объединения - ЕАЭС, на территории которого действуют общие правила конкуренции. Какие рынки находятся в фокусе внимания наднационального контролера? Где пролегает граница между компетенциями Комиссии и регулирующих органов государств - участников Союза? Заместитель руководителя ФАС России, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ Андрей Геннадьевич Цыганов рассказал о том, что следует учитывать компаниям, которые ведут свою деятельность на трансграничных рынках, поделился прогнозами, какой будет антимонопольная повестка в 2015 г., а также своими планами и ожиданиями.
И вновь о принципе исчерпания исключительного права
Года полтора назад на страницах «Конкуренции и права» обсуждались вопросы, связанные с применением принципа исчерпания исключительного права на товарный знак. Споры велись жаркие, и казалось, что вскоре будет найдено компромиссное решение. Но этого не произошло, и сейчас появились новые дискуссионные площадки. Валентина Орлова, руководитель практики интеллектуальной собственности и товарных знаков компании «Пепеляев Групп», член Рабочей группы при ЕЭК, комментирует обсуждение этой темы на площадке Коллегии ЕЭК.
Форумы и конференции
Антимонопольное законодательство: практика Беларуси
В конце 2014 г. в ФАС России состоялась конференция «Практические вопросы применения антимонопольного законодательства Республики Беларусь». На мероприятии присутствовали представители ФАС России и Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, члены НП «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ», партнеры крупных юридических компаний.
Конкурентное право в энергетике
В декабре 2014 г. в Центре договорного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова прошел международный круглый стол, посвященный антимонопольным проблемам в сфере энергетики.
Блиц-опрос
Антимонопольные события 2014-2015 гг.
Ведущие эксперты называют наиболее важные события 2014 года и говорят о перспективах развития законодательства о защите конкуренции и антимонопольной практики (С. Пузыревский, В. Пружанский, Д. Широков, И. Цветков, А. Асташкевич, Н. Пантюхина).
Актуальные вопросы
О нарушениях в сфере корпоративных закупок
Одним из важных условий жизнеспособности системы корпоративных закупок, установленной в 2011 г. Законом о закупках, стало введение их административного обжалования в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. За несколько лет на ФАС России обрушился вал обращений о нарушениях в этой сфере. Помощник руководителя ФАС России Игорь Башлаков-Николаев и кандидат экономических наук Михаил Кирпичев исследуют причины поступления такого количества жалоб, а также предлагают законодательные изменения, которые позволят усовершенствовать систему закупок товаров отдельными юридическими лицами.
Участие малого и среднего бизнеса в закупках: актуальные проблемы
В условиях экономического кризиса и санкций, введенных Евросоюзом и США в отношении России, еще более актуальной становится господдержка субъектов предпринимательской деятельности, в том числе создание специальных условий для участия в государственных и корпоративных закупках. Действующие законы предусматривают принципиально разные правовые гарантии для таких предпринимателей и нередко оказываются источником проблем, а не их решением. Филипп Тасалов, практикующий юрист, изучив этот вопрос, формулирует предложения по совершенствованию законодательства.
Заживем ли по-новому? Об отдельных изменениях в обращении лекарственных средств
2015 г. для фармацевтической отрасли связан с ожиданиями. С этого года она будет существовать в несколько ином правовом окружении, не в последнюю – если не в первую – очередь благодаря принятым в декабре 2014 г. поправкам к Федеральному закону от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». И хотя далеко не все обсуждавшиеся идеи получили отражение в финальной версии документа, новая редакция Закона, безусловно, окажет влияние на состояние конкуренции в фарминдустрии. Внесенные поправки анализирует Сергей Клименко, старший юрист компании «Пепеляев Групп».
К вопросу о необходимости института коллективного доминирования
Институт коллективного доминирования в том виде, в каком он существует в настоящее время, создает коллизию норм и ставит сразу несколько вопросов. В частности, об административной ответственности компаний, одновременно являющихся олигополистами на рынках с широкими географическими границами и занимающих индивидуальное доминирующее положение на более узких рынках. Полагая этот институт нецелесообразным, Сергей Суменков, начальник финансового отдела ОАО «Межгосударственная Корпорация Развития», предлагает исключить его из антимонопольного законодательства, а также внести другие поправки.
Проблемы антимонопольного регулирования малого бизнеса
В настоящее время ведутся активные дискуссии по вопросу о нераспространении антимонопольных запретов на субъектов малого предпринимательства. Проанализировав некоторые важные аспекты регулирования деятельности таких предприятий, Егор Свечников, старший юрист юридической фирмы «Инфралекс», приходит к выводу, что правила поведения малого бизнеса нуждаются в изменениях.
Торговые политики: аргументы за и против
В последние годы торговые политики были едва ли не самой обсуждаемой темой. Это связано с предложением ФАС России законодательно закрепить обязанности компаний по их разработке. И хотя в окончательную редакцию четвертого антимонопольного пакета такая поправка не вошла, споры не стихают. Какие преимущества дает этот инструмент и какие проблемы помогает решить? Существуют ли негативные последствия применения торговой политики? Что должен включать в себя подобный документ? Ирина Акимова, советник юридической фирмы Capital Legal Services, еще раз взвешивает все доводы в защиту этого механизма и возражения против его использования.
Практика УФАС
Дело о компенсаторной рекламе
Анастасия Ростиславова, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Тульского УФАС России, рассматривает ситуацию, когда местные власти попытались использовать обходной способ размещения рекламных конструкций на муниципальных объектах недвижимости. При помощи этой схемы арендаторы могли, заключив законный договор на «дешевых» рекламных местах, без проведения торгов получить впоследствии бесплатную площадку в центре города. УФАС по Тульской области, расценившее такие действия как нарушение антимонопольного законодательства, нашло в суде поддержку.
Мировой опыт
Одобрение сделок M&A: европейский опыт
Контролируя одобрение сделок по слияниям и поглощениям, регулятор использует средства правовой защиты. Их применение приносит двойную пользу: с одной стороны, они дают зеленый свет участникам рынка на реализацию сделки, с другой - позволяют сохранить конкурентную среду. Исходя из опыта европейских антимонопольных служб, можно выделить два основных типа этого механизма защиты - структурные и поведенческие меры, которые анализирует Кирилл Соловов, руководитель отдела гражданско-правового регулирования группы компаний «Волга-Днепр», LL.M.
Обзор практики арбитражных судов
Судебный навигатор
Андрей Пеховский, руководитель санкт-петербургской корпоративной практики компании «Пепеляев Групп», ежемесячно проводит обзор решений, вынесенных судами по вопросам защиты конкуренции. В рубрике представлены наиболее интересные дела. Основная тенденция, которую можно вынести в авангард на этот раз, - усиление позиции антимонопольного органа при доказывании заключения устных антиконкурентных соглашений. Притом что все еще остаются некоторые сложности с отграничением таких соглашений от допустимых, а также со сбором исчерпывающих доказательств для суда.
Оформить подписку:
- на сайте
- по телефону +7 (495) 649 1806
- по электронной почте podpiska@cljournal.ru
Главная цифра
60%
закупок признаны несостоявшимися по итогам 2023 г.