О журнале Экспертный совет Архив Авторам Контакты
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00





Читать    Подписаться
Новости

В мире

ФАС России работает над внедрением метода эталонов при регулировании электросетевого комплекса
16 апреля 2021 г.

Подготовлены изменения в документы ЕЭК: Методику оценки состояния конкуренции и Порядок рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках
16 апреля 2021 г.

Эксперты обсудили вопросы управления интеллектуальной собственностью
16 апреля 2021 г.

Анонс: 29 апреля пройдет круглый стол «Проприетарные требования и „аналог“ при закупках микроэлектроники и радиоэлектроники: расширение конкуренции или приговор для отечественных производителей»
16 апреля 2021 г.

Арбитраж подтвердил сговор на торгах о поставке товаров для Минобороны России
16 апреля 2021 г.

Предлагается создать рабочую группу по вопросам формирования общего биржевого рынка товаров ЕАЭС
16 апреля 2021 г.

Суд ЕАЭС: решение ЕЭК о возобновлении производства по делу об антиконкурентном соглашении на трансграничном рынке медоборудования не соответствует Договору о ЕАЭС
16 апреля 2021 г.

Презентована единая форма тарифных заявок и экспертных заключений по установлению тарифов
16 апреля 2021 г.

Еще      Все новости
Подготовлены изменения в документы ЕЭК: Методику оценки состояния конкуренции и Порядок рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках
16 апреля 2021 г.

Предлагается создать рабочую группу по вопросам формирования общего биржевого рынка товаров ЕАЭС
16 апреля 2021 г.

Суд ЕАЭС: решение ЕЭК о возобновлении производства по делу об антиконкурентном соглашении на трансграничном рынке медоборудования не соответствует Договору о ЕАЭС
16 апреля 2021 г.

Подготовлены документы об обмене ЕЭК и госорганами государств ЕАЭС сведениями о введении госрегулирования цен
15 апреля 2021 г.

ОКЮР участвует в работе ЕЭК над Кодексом добросовестных практик для торговых сетей
15 апреля 2021 г.

Суд поддержал решение об ограничении конкуренции на рынке оксиморфона в США
14 апреля 2021 г.

Анонс: 14 апреля состоится онлайн-брифинг директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Алексея Сушкевича о функционировании рынка такси
12 апреля 2021 г.

Анонс: 13 апреля в ЕЭК обсудят формирование общих условий функционирования рынка такси
08 апреля 2021 г.

Еще      Все новости
 Самое читаемое

Трансляция VII Петербургского Международного Юридического Форума
Количество просмотров 44644
Ценовые предписания ФАС России и управление издержками и рисками компаний
Количество просмотров 20758
Что такое антимонопольный комплаенс?
Количество просмотров 20156
Антимонопольное регулирование США и Европы: проблемы сближения
Количество просмотров 18308
Сравнительная реклама в российском законодательстве
Количество просмотров 18274
 Обзоры

 Анонcы

Петербургский международный юридический форум 9 ¾
18–22 мая 2021 г. в онлайн-формате пройдет Петербургский международный юридический форум 9 ¾.
Полный текст
X конференция «Комплаенс-менеджер: профессия и предназначение»
27 мая 2021 г. в Москве состоится X конференция «Комплаенс-менеджер: профессия и предназначение», в рамках которой будут награждены лауреаты премии «Комплаенс-2020».
Полный текст



Главная /  КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 4, 2014 (июль-август)
КОНКУРЕНЦИЯ И ПРАВО № 4, 2014 (июль-август)

В мае 2014 г. Правительство РФ приняло распоряжение, утвердившее план мероприятий по развитию конкуренции в сфере услуг в аэропортах [1]. В рамках выполнения плана должны быть проведены мониторинг применения правил доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах и анализ состояния конкуренции аэропортов, обеспечена доступность информации об их деятельности и разработаны предложения по их совершенствованию.


ФАС России, как упоминалось на страницах нашего журнала, в последнее время также уделяет рынку авиаперевозок большое внимание. В апреле 2014 г. антимонопольный орган выдал предупреждение ряду ведущих авиакомпаний страны с указанием до 15 мая усовершенствовать систему продажи билетов. Основное беспокойство вызывает порядок ценообразования и тарификации авиаперевозок, который в условиях рынка приводит к тому, что поддерживаются и навязываются потребителям высокие цены на билеты. С точки зрения ведомства, существующий порядок не учитывает динамики потребительского спроса и количества уже реализованных билетов на рейс на момент продажи.

Тревога небезосновательна: за несколько лет ФАС России возбуждено значительное число дел об антимонопольных нарушениях на рынке воздушных перевозок, повлекших крупные штрафы. Большинство из этих дел связано именно с устанавливаемыми ценами и тарифами.

В Арбитражный суд г. Москвы был подан иск о признании предупреждения антимонопольного органа незаконным. При этом сама ФАС России, несмотря на свои заявления в начале года, не инициировала возбуждения дел о нарушении законодательства о защите конкуренции в отношении авиаперевозчиков. Это может быть обусловлено как обжалованием указанного предупреждения, так и тем, что в ведомстве продолжается разработка позиции в отношении признаков антимонопольных правонарушений в деятельности авиакомпаний.

Стоит отметить, что возможность оспаривания предупреждения антимонопольной службы часто подвергается сомнению, так как на сегодня не сложился единый подход к его правовой природе: неясно, обладает ли предупреждение признаками ненормативного правового акта и может ли рассматриваться как нарушающий права и законные интересы хозяйствующих субъектов.

Так, по одному из дел [2] по оспариванию предупреждения, вынесенного ФАС России, этот акт по аналогии с решением о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства [3]был признан судами процессуальным документом, который не способен нарушить права и законные интересы тех или иных лиц, а значит, не может быть обжалован в суде.

Однако ВАС РФ [4]в рамках надзорного производства по делу вынужден был указать на отсутствие единообразия в толковании этого вопроса, после чего дело было отправлено на новое рассмотрение. Высшая судебная инстанция разъяснила, что предупреждение возлагает определенные обязанности, в случае невыполнения которых антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела по факту нарушения законодательства о защите конкуренции. Неисполнение предупреждения влечет негативные последствия для компании, а его выполнение будет означать признание того факта, что хозяйствующий субъект нарушил антимонопольное законодательство.

Интересно, что ФАС России рассматривает институт предупреждения как одно из самых перспективных превентивных средств против нарушений антимонопольного законодательства, о чем неоднократно заявляли представители ведомства. С учетом того, что однозначная судебная практика по этому вопросу до сих пор не сформирована, он является крайне актуальным. Возможно, внести ясность помогут судебные процессы по оспариванию предупреждения, вынесенного в адрес крупных авиакомпаний.


Елена Соколовская,

главный эксперт журнала «Конкуренция и право»



[1] Распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2014 г. № 759-р «Об утверждении плана мероприятий по развитию конкуренции в сфере услуг в аэропортах».

[2] См.: постановления 1 ААС от 26 июля 2013 г. по делу № А43-26473/2012; ФАС ВВО от 15 ноября 2013 г. по делу № А43-26473/2012.

[3] См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 14338/08 по делу № А65-3732/08-СА1-7.

[4] См.: Определение ВАС РФ от 11 марта 2014 г. № ВАС-18403/13 по делу № А43-26473/2012.






 Опрос

Какие законодательные инициативы, по вашему мнению, наиболее значимы и нуждаются в скорейшем принятии?

  
  
  
  
  
  
      





 



При любом использовании материалов сайта www.cljournal.ru указание на источник и гиперссылка обязательны.