Представители бизнеса выступают за регулирование, не наносящее ущерба инновациям. Об этом сообщается на сайте Антимонопольного центра БРИКС.
В ближайшие недели общественная организация Movimento Brasil Competitivo (MBC), входящая в состав Парламентского фронта за конкурентоспособную Бразилию (FPBC), планирует представить лидерам исполнительной и законодательной власти свои взгляды на политику в области искусственного интеллекта (ИИ) в стране.
«Мы поддерживаем регулирование, но не в качестве препятствия для инноваций, — говорит исполнительный директор MBC Татьяна Рибейро. — Наша текущая задача — ускорить обсуждение и выработать модель, которая позволит внедрять инновации».
Позиция MBC изложена в документе под названием «Искусственный интеллект — вектор конкурентоспособности». Документ поддержали такие компании, как Amazon, IBM, Google, Qualcomm и Telefónica, а также торговые ассоциации и представители федерального правительства. В тексте утверждается, что «высокие затраты и сложность соблюдения жестких правил могут сделать разработку и внедрение решений в области ИИ неосуществимыми, особенно для малых и средних предприятий, что ограничит внедрение этих технологий и снизит конкурентоспособность бразильских компаний».
Наиболее продвинутым предложением по регулированию ИИ в Бразилии является законопроект 2338/2023, внесенный председателем Сената Родриго Пачеко. После рассмотрения Временным внутренним комитетом по искусственному интеллекту в Бразилии законопроект вернулся к докладчику сенатору Эдуардо Гомешу, который также занимает должность директора по цифровой трансформации в FPBC.
В MBC отмечают, что в тексте «все еще есть проблемы». Так, вызывают опасение вопросы авторского права, связанные с обучением больших языковых моделей (LLM).
«Если мы продвинем и утвердим всеобъемлющее регулирование авторских прав, это может повлиять на развитие генеративного ИИ и на обучение международных моделей на нашем родном языке», – отмечает Татьяна Рибейро.
Статья 42 в первоначальном варианте законопроекта 2338 гласит, что «автоматизированное использование произведений, такое как извлечение, воспроизведение, хранение и преобразование в процессах поиска данных и текстов в системах ИИ, исследовательскими и журналистскими организациями, музеями, архивами и библиотеками, не является нарушением авторских прав». Исключения составляют автоматическое использование произведений для «простого воспроизведения, показа или распространения оригинального произведения» или действия, которые без обоснования «наносят ущерб экономическим интересам правообладателей».
В документе MBC также подчеркивается необходимость приведения бразильского законодательства в соответствие «с международными стандартами для обеспечения конкурентоспособности и совместимости с другими рынками». В качестве примера стран, способствующих росту сектора ИИ, приводятся США, Канада и Япония.
По словам Ренаты Миелли, координатора Бразильского руководящего комитета по интернету (CGI.br), аргумент, который приводит MBC, «постоянно используется технологическим рынком для предотвращения принятия законов во многих частях мира». Г-жа Миелли утверждает, что нормативно-правовое регулирование ИИ необходимо для того, чтобы привнести «больше правовой определенности для компаний, разрабатывающих новые модели ИИ», и что затраты на соблюдение требований пропорциональны типу и масштабу экономической деятельности каждой компании, будь то транснациональная корпорация или стартап.
В документе MBC не упоминается Закон Европейского союза об искусственном интеллекте, который вступил в силу в июне. Рената Миелли отмечает, что Закон ЕС об ИИ содержит «гораздо более подробную и строгую нормативную базу, чем законодательство, обсуждаемое в Бразилии».
Главная цифра
60%
закупок признаны несостоявшимися по итогам 2023 г.