Рассказываем о недавних решениях УФАС и судов, вынесенных по ст. 17 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
Завышенные требования как преимущества
МУП «Водоканал» г. Ливны проводило закупку на поставку спецтехники.
Рассмотрев жалобу на действия водоканала, Орловское УФАС России указало, что условия в закупочной документации ограничивают круг потенциальных участников:
Эти условия создали преимущества для производителей спецтехники. УФАС признало в действиях МУП «Водоканал» нарушение ч. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Сам себе регулятор
Забайкальское УФАС России признало, что положение «О закупке товаров, работ, услуг», утвержденное Советом директоров АО «Коммунальник», противоречит ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Условия документа позволяли обществу делать закупки у едпоставщика во всех случаях, при любых потребностях, без проведения конкурентных процедур, руководствуясь лишь пределами самостоятельно установленных сумм.
УФАС выдало АО «Коммунальник» предписание для внесения изменений в Положение. Обществу рекомендовали установить перечень случаев и критерии закупки у едпоставщика, которые отвечали бы принципам:
Поскольку внесенные изменения не устранили проблему, УФАС возбудило дело об административном правонарушении, назначило штраф, установило новый срок для исполнения предписания.
Общество не согласилось с действиями УФАС, но суд указал: поправки действительно не решили вопрос, поскольку условия закупки у едпоставщика не поставлены в зависимость от объективных обстоятельств.
Не только задаток, но и вознаграждение
В рамках исполнительного производства реализовали арестованное имущество. Для участия в торгах на электронной торговой площадке (ЭТП) всем потенциальным участникам предлагалось внести гарантийное обеспечение. Эти деньги должны были послужить оплатой услуг ЭТП в случае победы на торгах.
Саратовское УФАС России установило в действиях организатора нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции: он привлек оператора ЭТП, условия которого создают препятствия для участия в торгах.
Суды поддержали решение УФАС. Так, обязание участника внести вознаграждение для оператора помимо задатка влечет за собой дополнительные затраты. А это может стать барьером, искусственно ограничивающим количество потенциальных участников.
Не те, кто надо?
С января 2021 г. администрация города безуспешно пытается передать муниципальные сети холодного водоснабжения и водоотведения в концессию. Одна из причин затянувшегося срока — систематические нарушения законодательства:
В связи с необоснованным сокращением числа участников в отношении администрации было возбуждено дело по ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Другие выпуски дайджеста доступны здесь.
Цифра недели
14
федеральных торговых сетей получат запросы ФАС России