Рассказываем о недавних решениях УФАС и судов, вынесенных по ст. 17 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
Орловское УФАС России признало Департамент ЖКХ, ТЭК и энергосбережения Орловской области нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении электронного аукциона на выполнение научно-исследовательской работы «Определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области». Департамент установил требования о наличии у потенциальных участников аукциона лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.
Департамент не согласился с решением УФАС и обжаловал его в суде. Три инстанции встали на сторону УФАС и оставили жалобу без удовлетворения.
ВС РФ отказал департаменту в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд подтвердил решение Псковского УФАС России о сговоре ООО «Псковсельхозэнерго» с ПАО «Россети Северо-Запад» на торгах (нарушение п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
«Псковсельхозэнерго» заключило антиконкурентное соглашение с «Россети Северо-Запад» при проведении конкурсов на подключение новых ковид-центров в Пскове и Великих Луках к электросетям. Общая сумма контрактов составила более 43 млн руб.
УФАС установило, что «Псковсельхозэнерго» начало строительство трансформаторных подстанций для техприсоединения учреждений здравоохранения не только до определения победителя торгов, но и задолго до публичного объявления о проведении закупок.
За участие в сговоре «Псковсельхозэнерго» назначен административный штраф в размере более 4 млн, «Россети Северо-Запад» – 8 млн руб.
Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области согласился с Санкт-Петербургским УФАС России, которое признало ООО «БРО» нарушившим ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции и п. 114 Приказа ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».
Компания «Галерея» пожаловалась УФАС на действия оператора электронной площадки и компании «БРО». Предмет торгов – право заключения договора аренды объектов недвижимого имущества.
УФАС установило, что:
УФАС признало жалобу обоснованной и предписало организатору торгов устранить нарушения. Компания «БРО» оспорила доводы УФАС в суде.
Арбитражный суд Владимирской области поддержал решение Владимирского УФАС России, которое по результатам рассмотрения нескольких дел признало администрацию муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области нарушившей ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Нарушение выразилось во включении в состав одного лота на торгах нескольких функционально и технологически не связанных самостоятельных объектов недвижимости – жилых помещений (квартир).
Кабардино-Балкарское УФАС России признало администрацию сельского поселения Карагач Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики нарушившей ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
В УФАС поступили материалы, указывающие на признаки антимонопольного нарушения в действиях администрации. По результатам аукциона она заключила с ООО договор аренды муниципального имущества – объектов водоснабжения, возраст которых превышает пять лет.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Однако рассматриваемый договор аренды таких прав и обязанностей сторон не предусматривает.
Как установлено ч. 1 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях, такое соглашение заключается путем проведения конкурса, кроме случаев, предусмотренных ст. 37 Закона. В ходе рассмотрения материалов и возбужденного дела случаев, подпадающих под исключения, не установлено, ответчик доказательств обратного не представил.
Закон о концессионных соглашениях предусматривает перечень требований к содержанию и условиям такого соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предмет договора аренды – предоставление объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения – осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения и реконструкция (создание) такого объекта в период его использования.
Кроме того, ст. 47 Закона о концессионных соглашениях установлен особый перечень критериев конкурса на право заключения соглашения по объектам теплоснабжения, централизованным системам горячего, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельным объектам таких систем.
УФАС пришло к выводу, что торги на право заключения договора аренды и подписанный по результатам их проведения договор влекут нарушение публичных интересов, прав и законных интересов неопределенного круга хозсубъектов, которые были лишены возможности участвовать в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении государственного или муниципального имущества.
Другие выпуски дайджеста доступны здесь.
Цифра недели
6
способов размещения идентификатора рекламы приводится в памятке Роскомнадзора.