Рассказываем о недавних решениях УФАС и судов, вынесенных по ст. 15 Закона о защите конкуренции, которая запрещает ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры признал законным решение Ханты-Мансийского УФАС России в отношении Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в части незаконной передачи государственных полномочий.
Гражданин пожаловался УФАС на то, что департамент предоставил АУ «Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий» (ЮНИИ ИТ) субсидию на создание, развитие и модернизацию информационных систем.
УФАС установило, что непроведение департаментом конкурентных процедур на право создания и развития (модернизации) информсистем, государственных, муниципальных и ведомственных систем:
Создание информсистем относится к основным видам деятельности ЮНИИ ИТ, приносящим доход. Институт работает на рынке услуг в сфере ИТ, который является высококонкурентным в РФ.
При этом ЮНИИ ИТ на выполнение госработ проводит закупки по Закону № 223-ФЗ, что ведет к нарушению ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Институт вправе проводить закупочные процедуры по Закону № 223-ФЗ только для нужд юридического лица.
Акционерное общество сообщило Кабардино-Балкарскому УФАС России о бездействии муниципального учреждения (администрации) – непроведение конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами (МКД).
УФАС напоминает, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации (ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ):
В данном случае в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства нет информации о выбранном собственниками способе управления домом, а значит, не реализован ни один из них.
Неисполнение учреждением полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных жилищным законодательством, в том числе по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, не соответствует ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, а также приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг по управлению МКД из-за отсутствия возможности вести эту деятельность у управляющих компаний на основании договора управления МКД, заключаемого по результатам торгов.
УФАС признало администрацию нарушившей ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выдано предписание.
Амурское УФАС России установило нарушение при передаче муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения хозяйствующим субъектам без проведения конкурсных процедур.
УФАС рассмотрело антимонопольное дело по результатам проверки прокуратуры города Райчихинска на основании заявления ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в лице филиала «Амурэнергосбыт» (ДЭК). Компания пожаловалась на то, что отдел по управлению имуществом поселка городского типа Прогресс передал муниципальные объекты водоснабжения и водоотведения в Новорайчихинске в безвозмездное пользование ООО «Водоканал-3» вместо заключения концессионного соглашения в установленном порядке.
УФАС обнаружило, что отдел и ИП заключили договор безвозмездного пользования, по которому эти объекты переданы предпринимателю в пользование. Ранее аналогичный договор отдел заключал с «Водоканалом-3» и ООО «Юпитер».
Из рассмотренных УФАС сведений и документов по заявлению ДЭК следует, что срок эксплуатации объектов превышает пять лет. Следовательно, право на них должно передаваться на основании концессионного соглашения.
Заключение отделом договоров безвозмездного пользования не соответствует требованиям Закона о водоснабжении и водоотведении. Передача муниципальных объектов хозсубъектам без проведения конкурентных процедур по Закону о концессионных соглашениях приводит или может привести к ограничению доступа к такому имуществу заинтересованных лиц.
УФАС признало отдел нарушившим ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Адыгейское УФАС России выдало Комитету Республики Адыгея по туризму и курортам предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
По поручению заместителя руководителя ФАС России Геннадия Магазинова территориальные органы службы провели анализ соблюдения антимонопольного законодательства в сфере туризма за 2022 г.
Субъекты РФ самостоятельно утверждают порядок проведения конкурсов на предоставление грантов на господдержку развития инфраструктуры туризма, учитывая требования Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1492.
УФАС изучило принятые в Республике Адыгея нормативные правовые акты, регулирующие проведение таких конкурсов. В результате установлено, что комитет сократил сроки предоставления заявок на участие в конкурсе, не указывал основания отклонения заявок и не размещал на своем официальном сайте протоколы заседания конкурсной комиссии при проведении конкурсов на предоставление грантов на господдержку развития инфраструктуры туризма. Эти действия могли привести к ограничению конкуренции и содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Согласно предупреждению УФАС комитету следует:
Другие выпуски дайджеста доступны здесь.
Главная цифра
60%
закупок признаны несостоявшимися по итогам 2023 г.