Опубликовано Постановление КС РФ от 30.03.2023 № 12-П по делу о проверке конституционности ч. 8 ст. 11 и п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции по жалобам АО «Специализированный застройщик „Кошелев-проект Самара“» и АО «Кошелев-проект» (ранее – АО «Авиакор»). На сайте суда изложены обстоятельства дела.
В 2020 г. оба заявителя признаны нарушившими Закон о защите конкуренции и привлечены к административной ответственности за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения. Самарское УФАС России пришло к выводу, что девелоперы не вели между собой добросовестную конкурентную борьбу, а их совместное участие в аукционах имело целью поддержание наиболее выгодной цены контрактов. Для этого после минимального снижения цены застройщики отказывались от борьбы, и процедура торгов завершалась победой одного из них. Общая сумма назначенных штрафов составила 138 млн руб.
Суды отказали заявителям в признании этого решения незаконным. При этом был отклонен их довод о том, что компании фактически подконтрольны одному лицу, а потому не могут конкурировать между собой.
По мнению заявителей жалобы в КС РФ, оспариваемые положения не соответствуют ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 15, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 2 ст. 34, ч. 1 и 2 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, поскольку они допускают контроль хозсубъектов исключительно по формальным признакам, а также позволяют выявлять нарушения антимонопольного законодательства без исследования фактических обстоятельств и установления реальности угрозы ограничения конкуренции.
КС РФ указал, что государство обязано выявлять и пресекать нарушения антимонопольного законодательства. Его регулирование должно быть предсказуемо, основано на принципах справедливости и равенства и связано с состоянием экономики.
Закон запрещает соглашения между хозсубъектами-конкурентами, реализующими или приобретающими товары на одном рынке, если это может привести к негативным последствиям для экономического благополучия граждан, публичных финансов, в том числе к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Запрет картеля имеет особое значение для торгов, смысл которых без конкуренции утрачивается.
Этот запрет, однако, имеет исключения, подчеркивает КС РФ. Иммунитет от ответственности за картель предоставлен хозсубъектам, образующим группу лиц, если один из них контролирует другого или же они находятся под контролем одного лица. Непосредственно контролем закон признает возможность прямо или косвенно (через юрлицо или через несколько юрлиц) определять решения, принимаемые другим юрлицом. При этом установлены только два самостоятельных квалифицирующих признака такого контроля:
С точки зрения КС РФ, применительно к запрету картелей на торгах дифференциация хозсубъектов на основе признаков формального контроля не может рассматриваться как произвольная и дискриминационная по отношению к тем из них, кто, образуя группу лиц, этим критериям не соответствует. Нахождение в одной группе лиц хоть и предполагает возможность влияния участников друг на друга, но может и не достигать той степени, которая позволяет определять решения одного лица как контроль над другим.
Расширительное толкование оспариваемых норм препятствовало бы достижению целей антимонопольного регулирования. Более того, если контроль юридически надлежащим образом не выражен, он может быть связан с намерением скрыть свою роль в деятельности формально независимого хозсубъекта. Для хозсубъектов, образующих группу лиц, но не отвечающих нормативно установленным признакам контроля, их совместное неконкурентное участие в торгах не является вынужденной и единственно возможной стратегией реализации свободы экономической деятельности. Поэтому нераспространение на них исключения из запрета картелей на торгах не может рассматриваться как несоразмерное ограничение их прав и дискриминация.
Суд признал ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции соответствующей Конституции РФ. По второй оспариваемой норме производство прекращено.
Читайте также:
Главная цифра
315
дел об антиконкурентных соглашениях и координации экономической деятельности ФАС России возбудила в 2024 г.