Госдума приняла в первом чтении два правительственных законопроекта из подготовленного ФАС России антикартельного пакета, касающихся реформирования уголовной и административной ответственности за антиконкурентные соглашения и согласованные действия участников рынков.
1. Проект федерального закона № 848246-7 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Проектом предлагается внести изменения в УК РФ и УПК РФ:
- привести диспозицию ст. 178 УК РФ в соответствие с определением и признаками картеля, установленными Законом о защите конкуренции;
- увеличить на год максимальный срок лишения свободы за заключение или участие в картеле, а также установить максимальный срок лишения свободы за заключение картеля на торгах – пять лет;
- ввести дополнительные квалифицирующие признаки уголовно наказуемого деяния – заключение картеля на обязательных торгах, а также заключение картеля лицом, выполняющим управленческие функции в организации, и лицом, распоряжающимся более 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале;
- увеличить в два раза пороговые значения крупного и особо крупного дохода (ущерба), образующие состав преступления;
- установить возможность следователей Следственного комитета РФ наряду со следователями органов внутренних дел РФ осуществлять предварительное следствие по делам по ст. 178 УК РФ.
2. Проект федерального закона № 848369-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Документ предусматривает внесение в КоАП РФ изменений, предполагающих:
- возможность смягчения (установление минимального административного штрафа) или полного освобождения от административной ответственности лиц, сотрудничающих с антимонопольным органом;
- установление санкции в виде административного штрафа за воспрепятствование проведению антимонопольной проверки, если это повлекло невозможность ее проведения или завершения:
– для граждан – в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.;
– должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
– юридических лиц – от 0,1 до 1% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров за календарный год, предшествующий году, в котором выявлено правонарушение, но не менее 50 тыс. руб.
Напомним, в антикартельный пакет входят три документа. Первый из них – о расширении антикартельных полномочий ФАС России – уже подписан: Федеральный закон от 05.12.2022 № 500-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“». Подробнее о положениях закона мы писали здесь.
Читайте также:
Журнал «Конкуренция и право»