Воскресенье, 16 ноября 2025 г.
Пролистать
Телефон подписки
8 (800) 555-66-00
Главная /  Новости /  Во втором чтении одобрен проект...
Во втором чтении одобрен проект об антикартельных полномочиях ФАС России

Госдума приняла во втором чтении проект федерального закона № 848392-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите конкуренции“ и Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“», касающийся повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий (разработан ФАС России, внесен в Госдуму Правительством РФ, часть антикартельного пакета законопроектов).

Ко второму чтению из проекта исключены многие положения. В частности, в него не вошли новые полномочия, которые предполагалось предоставить ФАС России:

  • ведение реестра участников ограничивающих конкуренцию соглашений и размещение информации из него на сайте ФАС России (исключена также специальная статья «Ведение антимонопольным органом реестра участников ограничивающих конкуренцию соглашений»);
  • включение информации об участниках ограничивающих конкуренцию соглашений в этот реестр при установлении нарушения ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Проектируемая к первому чтению статья «Изъятие (выемка) документов и предметов» исключена из проекта ко второму чтению.

Внесено дополнение, согласно которому при проведении проверок должностные лица антимонопольного органа несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Скорректированы положения новой статьи «Получение объяснений антимонопольным органом при проведении проверок».

Также исключена норма о том, что компании, индивидуальные предприниматели, органы власти и физические лица обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию в установленный срок персональные данные, сведения об абонентах услуг связи. Речь шла о представлении таких данных при проведении проверок соблюдения ст. 11, 16 и (или) п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, а также при рассмотрении дел по признакам нарушения этих норм.

Из проекта удалены корректировки по срокам давности рассмотрения антимонопольного дела (предлагалось увеличить сроки до шести лет).

Кроме того, внесены поправки в проектируемую новую ст. 44.1 «Порядок подачи заявления хозяйствующего субъекта о заключении им ограничивающего конкуренцию соглашения или об осуществлении им ограничивающих конкуренцию согласованных действий, осуществляемой в целях смягчения административной ответственности или освобождения от административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях».

К примеру, исключены положения о заключении между хозсубъектом и антимонопольным органом соглашения о сотрудничестве в целях установления события нарушения и освобождения такого хозсубъекта от ответственности или смягчения ответственности.

Также предложено изменение в Закон № 44-ФЗ. Заказчик должен будет включать в извещение об осуществлении закупки предупреждение об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства РФ о запрете участия в ограничивающих конкуренцию соглашениях, об осуществлении ограничивающих конкуренцию согласованных действий.

Предполагается, что это изменение вступит в силу с 1 января 2024 г., а все остальные – со дня официального опубликования закона.

Журнал «Конкуренция и право»

15 ноября 2022 г.