19 сентября 2022 г. состоялись парламентские слушания Комитета Госдумы по защите конкуренции «О совершенствовании антимонопольного законодательства в связи с развитием цифровых рынков», передает Интерфакс.
На мероприятии ФАС России предложила скорректировать готовящийся к рассмотрению в Госдуме проект пятого антимонопольного пакета: распространить его требования на нетрансакционные платформы (поисковики, соцсети и т. п.), а также убрать привязку к доле рынка в 35% при признании платформы занимающей доминирующее положение.
Об этом сообщил статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский. По итогам слушаний комитет рекомендовал законопроект к рассмотрению в первом чтении с тем, чтобы ко второму чтению проработать предложения по его корректировке.
«Если нетрансакционная платформа – социальная сеть, поисковик – имеет возможность оказывать влияние на конкурентные отношения на товарных рынках, то регулирование должно быть одинаковым», – подчеркнул Пузыревский.
Дискуссионным, по его мнению, является также применение к цифровым рынкам такого критерия определения доминирующего положения, как доля рынка, используемого для традиционных рынков: «По поводу критерия доминирующего положения платформы 35%. На самом деле он, конечно, такой традиционный, но во многих странах применительно к цифровым сервисам эти критерии не цифровизируются».
Целесообразнее, с точки зрения Пузыревского, рассматривать цифровые платформы как инфраструктуру, которая, как, например, естественные монополии, подпадает под регулирование независимо от доли рынка.
«Мы, когда говорим о цифровых платформах, должны понимать, что это не просто товарный рынок, а это инфраструктура. А к инфраструктуре у нас немножко другой подход. Возьмите сферу естественных монополий. Там неважно, какую долю ты занимаешь. Если ты сетевая организация, или железнодорожный транспорт, теплоснабжение – ты инфраструктура, которая обеспечивает достижение определенных целей. Ты даешь возможность работать экономике. И здесь то же самое: на платформах осуществляется функционирование товарных рынков, – пояснил он. – Поэтому, может быть, эти цифровые параметры, следует к ним немножко по-другому подходить, понимая, что регулирование должно касаться цифровых платформ независимо от доли. Но это предмет дискуссий».
Читайте также: