В 2020 г. Челябинское УФАС России выявило признаки заключения ООО «Феникс», ООО «ФГОС-резерв» и ИП антиконкурентного соглашения. С 2018 по 2020 г. они совместно участвовали в закупках на рынке товаров для детских технопарков «Кванториум», где использовали модель группового поведения «единственный победитель», направленную на создание мнимой конкуренции при постоянной победе одного и того же участника.
Антимонопольный орган возбудил дело по собственной инициативе. Один из хозсубъектов обжаловал это решение в Арбитражном суде Челябинской области, указав, что у ведомства не было достаточных оснований для возбуждения дела при отсутствии заявления юридического или физического лица.
Однако суд поддержал УФАС, указав, что обстоятельства, изложенные в определении о назначении дела к рассмотрению, содержали признаки заключения картеля. К аналогичному выводу пришел и Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Суды указали, что оспариваемый приказ о возбуждении дела издан в соответствии с Законом о защите конкуренции и не нарушает права хозсубъектов. Законодательство определяет, что основанием для возбуждения и рассмотрения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства может быть не только заявление юридического или физического лица, но и самостоятельное обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения.
Суды подтвердил наличие у УФАС полномочий на возбуждение антимонопольных дел при отсутствии соответствующих заявлений и оставлении такого заявления без рассмотрения.