Руководитель ФАС России Максим Шаскольский выступил на сессии Петербургского международного экономического форума, посвященной развитию цифровых рынков. Он заявил, что направленность государства и бизнеса на благоприятное и эффективное развитие в условиях конкуренции с транснациональными гигантами дала возможность проработать механизмы саморегулирования российских цифровых рынков без «жесткого» регуляторного вмешательства. Так, в текущем году крупнейшие ИТ-компании присоединились к разработанным на площадке ведомства Принципам взаимодействия участников цифровых рынков. Документ иллюстрирует возможность применения инструментов «мягкого права» и отражает основы формирования открытых и недискриминационных условий ведения бизнеса.
В мае ФАС России завершила рассмотрение дела в отношении ООО «Яндекс» по факту приоритизации в поиске. Арбитражный суд г. Москвы утвердил мировое соглашение между службой, «Яндексом» и заявителями по антимонопольному делу. Суд констатировал исполнение предупреждения ФАС России, а также совершение «Яндексом» действий, направленных на развитие рынков в условиях конкуренции.
По мнению службы, такое успешное и быстрое разрешение ситуации оптимально. Так, Еврокомиссия рассматривала схожее дело в отношении Google около семи лет, и суды продолжаются до сих пор.
Сейчас ФАС России продолжает политику формирования открытой и прозрачной среды для развития рынка в условиях добросовестной конкуренции. Так, предписания и требования ведомства, выданные по результатам рассмотрения дел в отношении Google, Microsoft и Apple, направлены на обеспечение недискриминационного доступа российских разработчиков к ключевым цифровым мощностям глобальных корпораций. Это позволяет в достаточной мере обеспечить равные конкурентные условия как на национальном, так и на глобальном рынке.
Предписания ФАС России, выданные Booking и Яндекс.Такси (в рамках анализа слияния с компанией Uber) задают стандарты разумных, прозрачных и добросовестных отношений с потребителями, направленных на снижение барьеров доступа на рынок в условиях высоких сетевых эффектов.
В текущей экономической ситуации модели ведения бизнеса российских компаний могут быть пересмотрены. Возможное изменение подходов службы к формированию эффективных конкурентных отношений будет решаться по мере становления новых рыночных условий.