Австралийская комиссия по защите прав потребителей и конкуренции (Australian Consumer and Competition Commission, ACCC) опубликовала отчет о состоянии конкуренции на рынках цифровых платформ, включающий информацию о четырех крупных игроках этого рынка в стране: Amazon Australia, Catch, eBay Australia и Kogan. Ведомство перечислило ряд опасений по поводу их работы, а также преимущества, которые они предоставляют потребителям и продавцам.
В числе обозначенных проблем:
- применение алгоритмов для ранжирования и показа продуктов. В том числе некоторые маркетплейсы (их называют гибридными) дают в этом смысле преимущества собственным продуктам, а не продуктам представленных на их платформе продавцов;
- сбор и использование больших объемов данных о потребителях, что поднимает вопросы конфиденциальности;
- отсутствие надлежащих механизмов разрешения споров;
- недостаточная защита прав потребителей.
В этой связи ACCC полагает, что онлайн-ретейлеры должны:
- разъяснять покупателям и продавцам, почему их поиск и другие инструменты продвигают одни продукты по сравнению с другими;
- предоставить потребителям больше информации о том, как собираются и используются их персональные данные, и позволить контролировать этот процесс;
- предусмотреть защиту потребителей, пользующихся их услугами. Например, некоторые маркетплейсы присоединились к добровольной программе Product Safety Pledge, разработанной регулятором. Она предоставляет потребителям дополнительные средства защиты от небезопасных продуктов. ACCC призывает присоединиться к программе другие платформы;
- ввести минимальные требования к разрешению споров. Ведомство также считает, что следует создать службу омбудсмена для рассмотрения жалоб потребителей и бизнеса в этой сфере.
В следующем отчете об исследовании цифровых платформ комиссия рассмотрит вопрос о том, нужна ли Австралии новая нормативная правовая база для решения проблем, связанных с услугами цифровых платформ. Отчет должен быть готов к 30 сентября 2022 г.
Читайте также:
Журнал «Конкуренция и право»