Департамент антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии выявил признаки координации деятельности агрегаторов такси в России. Речь идет о пяти компаниях на российском рынке: «Яндекс.Такси», DiDi, Gett, «Ситимобил» и Bolt Technology, уточняют «Известия». Действия агрегаторов привели или могли привести к установлению цен (тарифов) на рынке услуг легкового такси в нарушение п. 3 ст. 76 Договора о Евразийском экономическом союзе, заключила ЕЭК.
Комиссия подсчитала, что в странах ЕАЭС работает более 700 компаний, предоставляющих услуги заказа такси – как агрегаторов, так и традиционных диспетчерских служб. Но большинство таксопарков получают заказы через наиболее крупные сервисы, которые одновременно работают в России, Армении, Киргизии, Казахстане и Белоруссии. Это российский «Яндекс.Такси» и эстонский Bolt.
Юрлица и формы организации «Яндекса» везде разные: в Армении и Киргизии услугу предоставляет Yandex.Taxi (зарегистрирована в Нидерландах), в Казахстане – товарищество с ограниченной ответственностью «Яндекс.Такси Корп», в России – ООО «Яндекс.Такси», в Белоруссии – UBER ML (через ряд структур принадлежит MLU, совместному предприятию «Яндекса» и американского Uber, в котором российская компания владеет 71% акций). ЕЭК выявил координацию цен со стороны «Яндекса» и Bolt и на рынках этих союзных стран.
Отсутствие единого юрлица «Яндекса» не позволило комиссии призвать компанию к ответственности. Компетенция ЕЭК распространяется только на случаи, когда одна коммерческая или некоммерческая организация или физлицо, а не группа лиц нарушает конкуренцию на рынках двух и более союзных государств.
Материалы расследования переданы в антимонопольные органы указанных стран, в том числе в ФАС России. В службе получили материалы ЕЭК и анализируют их.
В ходе расследования ЕЭК оценивала состояние конкуренции на рынке заказа такси с 2018 г. по второй квартал 2021 г. Были изучены публичные оферты, договоры, соглашения и ответы самих компаний на запросы комиссии.
Когда в документах были обнаружены формулировки о том, что агрегатор сам устанавливает тарифы на поездки, это обстоятельство было взято за основу для обоснования наличия признака нарушения. По мнению комиссии, в этом случае водители и таксопарки, будучи отдельными субъектами рынка, не могут на них повлиять. К тому же разные сервисы заказа внедрили схожие друг с другом алгоритмы ценообразования, поэтому между собой они также не конкурируют по цене – динамика изменения всегда аналогична.
ЕЭК также провела опрос участников рынка (поучаствовало 318 компаний, из них из России – 95). Выяснилось, что 65,5% таксопарков и водителей отказались бы от услуг агрегаторов, если бы сервисы повысили комиссию всего на 5–10%. Большая часть отказавшихся (54%) вернулась бы к получению заказов через диспетчеров. По мнению ЕЭК, опрос доказал, что помимо агрегаторов на рынке присутствуют и диспетчерские службы и их также нужно включать в границы товарного рынка заказа такси.
Читайте также: «Агрегаторы такси заявили, что не нарушают конкуренцию на рынке России».