В соответствии с Указом Президента РФ от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» подготовлен и опубликован Доклад о результатах мониторинга правоприменения в России за 2020 г.
В доклад включены результаты мониторинга выполнения решений Конституционного Суда РФ, постановлений Европейского суда по правам человека, а также мониторинг правоприменения по отраслям законодательства РФ, касающимся, в частности, организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах; использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; противодействия антиконкурентным соглашениям; таможенного регулирования.
В разделе «Противодействие антиконкурентным соглашениям» указано, что в ходе мониторинга правоприменения выявлены две проблемы, которые планируется решить путем принятия федеральных законов и разъяснения действующих правовых норм.
1. Неполнота правового регулирования административной ответственности за заключение и (или) исполнение антиконкурентных соглашений с использованием программ для электронно-вычислительных машин.
Отмечено, что программы для ЭВМ используются в том числе как инструмент для заключения и (или) исполнения антиконкурентных соглашений, в частности связанных с картелями на торгах и на товарных рынках. Использование программ позволяет увеличить размер доходов участников антиконкурентного соглашения и, как следствие, ведет к увеличению размера ущерба, причиняемого другим участникам оборота.
В докладе указано, что необходимо создать эффективные механизмы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием программ для ЭВМ. На решение этой проблемы направлен разработанный ФАС России проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым предлагается ввести в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность за заключение и реализацию ограничивающего конкуренцию соглашения, использование для его заключения и (или) исполнения программ для ЭВМ.
Аналогичная норма предусмотрена проектом нового КоАП РФ.
2. Неполнота правового регулирования административной ответственности хозсубъектов, организовавших систему антимонопольного комплаенса.
Для стимулирования хозсубъектов к созданию системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства проектом нового КоАП РФ предлагается установить в качестве смягчающего ответственность обстоятельства организацию индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, совершившими административное правонарушение, посягающее на конкуренцию, системы антимонопольного комплаенса до момента совершения такого правонарушения (при длящемся нарушении – до дня принятия комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения) при соблюдении на момент возбуждения административного дела в совокупности следующих условий: